The origins of the formation and development of therapeutic scientific schools in the Southern Urals
- Authors: Vanin E.Y.1, Tarasova I.S.1, Semchenko L.N1, Markina A.Y1
- Affiliations:
- Issue: No 2 (2016)
- Pages: 75-77
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2037
- Cite item
Abstract
Full Text
Scientific school, cardiology, therapy С самого основания Челябинского медицинского института в 1944 г. стали закладываться научные школы, возглавляемые видными учеными, известными своими достижениями не только в нашей стране, но и за рубежом. Это были первые профессора института: академик АМН СССР Лукомский П.Е. - основатель школы кардиологов, профессора Бургс-дорф М.В., Вайнштейн Х.И. - заложившие терапевтические школы, профессор Дымшиц Р.А. - создатель школы патофизиологов, занимающейся проблемами гематологии, профессор Калмановский С.М., основавший хирургическую научную школу. Дело первых профессоров продолжили новые поколения профессорско-преподавательского состава института. Это профессора Глубоков Д. А., Фомина Л.Г., Волкова Э.Г., Эберт Л.Я., Синицын П.Д., Тюрина Н.С., Лифшиц Р.И., Образцов Г.Д., Малышев Ю.И., Крижановский В.А. и другие. Лукомский П.Е. - доктор медицинских наук, профессор, первый заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского института (1944-1949 гг.), в последующем академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, главный терапевт МЗ СССР. Его научные интересы были связаны с кардиологией, с вопросами лечения инфаркта миокарда, с разработкой противошоковой и антиаритмической терапии, лечением антикоагулянтами и фибринолити-ческими препаратами. П.Е. Лукомский - организатор и первый председатель Всесоюзного кардиологического общества, главный редактор журнала «Кардиология». Его непосредственными учениками в Челябинском медицинском институте были профессор Д. А. Глубоков и профессор Л.Г.Фомина. 76 У истоков формирования школы терапевтов стояли профессора Бургсдорф М.В. и Вайнштейн Х.И. Под руководством профессора Бур-гсдорфа М. В. изучались проблемы ревматизма, ревматических пороков сердца, болезней крови и эндокринологии. Его учениками были профессора Синицын П. Д., Гладышев П. Л.. Основными научными направлениями профессора Гладышева П. Л. в тот период были разработка методов углубленной диагностики инфаркта миокарда с помощью электрофизиологического анализа ЭКГ, изучение особенностей и генеза болевого синдрома при ИБС и других заболеваниях внутренних органов. Профессор Вайнштейн Х.И., ученик профессора Губергрица М.М., продолжателя школы профессора Образцова В.П. после реэвакуации Киевского медицинского института в 1944 году в течение 30 лет заведовал кафедрой пропедевтики внутренних болезней ЧГМИ. Он был прекрасным диагностом, непосредственно знакомым с традициями выдающихся учителей. Основным научным направлением коллектива кафедры в тот период было изучение вопросов влияния кислородной терапии при различных заболеваниях внутренних органов. Его ученик профессор Шапошник И.И. свои научные интересы связал с изучением кардио-миопатий, их дифференциальной диагностикой, с созданием методов лечения. Он располагает одним из наиболее значительных в мире регистров наблюдения и лечения данной категории больных. В 1975 году одним из первых в стране он применил метод электрокардиотопографии для диагностики инфаркта миокарда. В 1981 году впервые на Урале освоил и внедрил двухмерную эхокардиографию. В 1990 году создал центр некоронарогенных поражений миокарда. Имеет наиболее длительный в мире опыт наблюдения и лечения больных кардио-миопатиями. В настоящее время терапевтическая школа вуза занимается изучением мультисистемного атеросклероза и коморбидных состояний при ишемической болезни сердца. Традиции, заложенные корифеями терапевтической науки, продолжаются и закрепляются среди нескольких поколений их учеников.About the authors
E. Y. Vanin
I. S. Tarasova
L. N Semchenko
A. Y Markina
References
Statistics
Views
Abstract - 6
PDF (Russian) - 11