The internal management of the medical faculties after the adoption of the «Regulations of the higher educational institutions of the RSFSR»

Abstract


«Regulation of the higher educational institutions of the RSFSR» was the legal basis of activities Russian medical schools in 1922-1930 years

Full Text

Reforming, management, history of Medical Education «Положение о высших учебных заведениях РСФСР», стало законодательной основой жизни высшей школы в 1922 г. Оно детально определяло задачи вузов, их внутреннюю структуру и систему органов управления. Номенклатура факультетов устанавливалась Наркомпро-сом; обязательным стал рабочий факультет. В составе вуза могли создаваться научно-исследовательские институты, научные ассоциации. Органами управления являлись правление и Совет университета; президиум и Совет факультета; предметные комиссии, объединяющие несколько родственных дисциплин, и их бюро [1]. Совет университета представляли избранные от каждой группы члены: профессора, преподаватели и научные сотрудники, студенты, представители общественных и партийных организаций, обслуживающего персонала. Совет избирал правление из 3-5 членов во главе с ректором, которое утверждалось Главпрофобром (Главным комитетом по профессиональному 297 образованию) Наркомпроса. При коллегиальности правления единоличную ответственность нес назначенный Главпрофобром ректор. Один раз в три месяца ректоры вузов собирались на совещания для обсуждения проблем отдельных вузов и утверждения перспектив развития высшей школы в целом. Президиум факультета (деканат) состоял из декана и двух членов (по одному представителю от профессорско-преподавательского коллектива и студентов), и также утверждался Главпрофобром. Декан, в свою очередь, нес единоличную ответственность перед правлением университета. Студенческое представительство в органах управления сохранялось до 1930 г., когда распоряжением Главпрофобра о введении единоначалия все студенты были отозваны «с прекращением им денежной компенсации» [2]. В 1921-1925 гг. Наркомздравом был предпринята попытка упразднить кафедры и создать вместо них Предметные комиссии. В комиссии входили все научно-педагогические работники, объединенные родственными дисциплинами, а также представители студенчества (по директивам - в числе, равном половине представительства научных работников). Сроком на один год избирался председатель (из профессоров), его заместитель и секретарь, составлявшие Бюро комиссии, утверждаемое правлением вуза. Предметные комиссии рассматривали вопросы содержания учебных курсов и учебных планов; распределяли учебную нагрузку среди преподавателей; занимались обобщением опыта работы, внедрением новых методов обучения; обсуждали кандидатуры новых работников и представляли их на дальнейшее утверждение и т. д. Разрабатывались наиболее целесообразные методики проведения занятии, учебные планы [3]. «Положение о Высших учебных заведениях РСФСР» утвердило законодательную базу деятельности медицинских факультетов до 1930 г.

About the authors

V. M Ostapenko

Smolensk State Medical University


S. V Nagornaya

Smolensk State Medical University


References

  1. СУ РСФСР, 1922, № 43, Ст. 518;
  2. ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 1 - Д. 145. - Л. 40.
  3. ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 2. - д. 80. - Л. 41.
  4. ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 1. - Д. 179. - Л. 45 об.

Statistics

Views

Abstract - 18

PDF (Russian) - 5

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies