The internal management of the medical faculties after the adoption of the «Regulations of the higher educational institutions of the RSFSR»
- Authors: Ostapenko V.M1, Nagornaya S.V1
- Affiliations:
- Smolensk State Medical University
- Issue: No 2 (2016)
- Pages: 297-298
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2117
- Cite item
Abstract
Full Text
Reforming, management, history of Medical Education «Положение о высших учебных заведениях РСФСР», стало законодательной основой жизни высшей школы в 1922 г. Оно детально определяло задачи вузов, их внутреннюю структуру и систему органов управления. Номенклатура факультетов устанавливалась Наркомпро-сом; обязательным стал рабочий факультет. В составе вуза могли создаваться научно-исследовательские институты, научные ассоциации. Органами управления являлись правление и Совет университета; президиум и Совет факультета; предметные комиссии, объединяющие несколько родственных дисциплин, и их бюро [1]. Совет университета представляли избранные от каждой группы члены: профессора, преподаватели и научные сотрудники, студенты, представители общественных и партийных организаций, обслуживающего персонала. Совет избирал правление из 3-5 членов во главе с ректором, которое утверждалось Главпрофобром (Главным комитетом по профессиональному 297 образованию) Наркомпроса. При коллегиальности правления единоличную ответственность нес назначенный Главпрофобром ректор. Один раз в три месяца ректоры вузов собирались на совещания для обсуждения проблем отдельных вузов и утверждения перспектив развития высшей школы в целом. Президиум факультета (деканат) состоял из декана и двух членов (по одному представителю от профессорско-преподавательского коллектива и студентов), и также утверждался Главпрофобром. Декан, в свою очередь, нес единоличную ответственность перед правлением университета. Студенческое представительство в органах управления сохранялось до 1930 г., когда распоряжением Главпрофобра о введении единоначалия все студенты были отозваны «с прекращением им денежной компенсации» [2]. В 1921-1925 гг. Наркомздравом был предпринята попытка упразднить кафедры и создать вместо них Предметные комиссии. В комиссии входили все научно-педагогические работники, объединенные родственными дисциплинами, а также представители студенчества (по директивам - в числе, равном половине представительства научных работников). Сроком на один год избирался председатель (из профессоров), его заместитель и секретарь, составлявшие Бюро комиссии, утверждаемое правлением вуза. Предметные комиссии рассматривали вопросы содержания учебных курсов и учебных планов; распределяли учебную нагрузку среди преподавателей; занимались обобщением опыта работы, внедрением новых методов обучения; обсуждали кандидатуры новых работников и представляли их на дальнейшее утверждение и т. д. Разрабатывались наиболее целесообразные методики проведения занятии, учебные планы [3]. «Положение о Высших учебных заведениях РСФСР» утвердило законодательную базу деятельности медицинских факультетов до 1930 г.About the authors
V. M Ostapenko
Smolensk State Medical University
S. V Nagornaya
Smolensk State Medical University
References
- СУ РСФСР, 1922, № 43, Ст. 518;
- ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 1 - Д. 145. - Л. 40.
- ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 2. - д. 80. - Л. 41.
- ГАСО. - Ф. р-139. - Оп. 1. - Д. 179. - Л. 45 об.
Statistics
Views
Abstract - 18
PDF (Russian) - 5