REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT PROTECTION OF BOYS AND YOUNG MEN'S HEALTH

Abstract


Analyzed current health problems and health care for boys and young men, according to statistics, research, as well as existing legal documents on the issue. A socio-hygienic and medical-organizational health research contingent of medical institutions of primary care. under this section. Identified differently-reading and disadvantages of organizational measures to ensure the planned work of specialists - doctors children's urology and andrology, pediatricians, work-nicks social services, school teachers, which greatly limits their activities and destabilizing. Recommended scientific justification to-building algorithms and standards approach not only to the clinical work of medical institutions, but also to the question of interdisciplinary activities, medical, social, educational and other services

Full Text

Введение. Одним из ведущих механизмов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации является усиление внимания государства, его социальных институтов, заинтересованных специалистов, самого населения к проблемам сохранения и укрепления здоровья, включая репродуктивное, начиная с детско-подросткового периода. Увеличение в последние годы заболеваемости среди детей и подростков, рост частоты факторов риска и иные причины определили формирование выраженных их медико-социальных последствий, включая проблемы хронизации заболеваний, в т.ч. андрологической патологии, а также готовности мальчиков-юношей к будущей семейной жизни, осознанному отцовству и др. [1, 2]. Это потребовало с применением статистического, аналитического и иных методов осуществления комплексного изучения состояния здоровья контингента по данному разделу, рассмотрения понятийного аппарата, существующей нормативно-правовой базы деятельности медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи педиатрической службы Основные результаты и их обсуждение. Не более 10% 79 детей в полном объёме справляются с требованиями школьных образовательных программ. Среди 85% старшеклассников, имеющих хронические болезни, выявляются признаки социальной и психологической дезадаптации. Специальные исследования показывают, что 65,9% детей старшего подросткового возраста 15-17 лет по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Ежегодно по состоянию здоровья до 30% юношей в возрасте 16-17 лет признаются негодными к военной службе. В этой ситуации сохранение, укрепление и восстановление здоровья каждого ребёнка продолжает оставаться приоритетной государственной задачей, что особенно ярко проявилось в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [4]. Как отмечено в разделе документа «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни», подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям, имея в виду суициды среди подростков, проблемы алкоголизма в их среде, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. В этой связи, среди прочих, показана важность развития подростковой медицины, центров медико-социальной помощи подросткам. Значительной проблемой является состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст, здоровья молодёжи. По данным эпидемиологических исследований, до 40% бесплодных браков являются результатом мужского бесплодия, 45% - женского бесплодия и 15% - бесплодия обоих супругов. В стране 3 млн. бесплодных браков, и причина их в 60% случаев родом из детства [3]. В большинстве случаев корни бесплодия лежат в детском и подростковом возрасте. Например, только за последние 10 лет среди девочек в возрасте до 14 лет частота расстройств менструации увеличилась на 41,8%. При этом тревожными, по нашему мнению, являются два основных обстоятельства. Прежде всего, налицо резкое сокращение численности подростков, способствующее на перспективу ухудшению и так имеющей место негативной демографической картины. А также отмечающийся неоправданный «крен» и в официальных документах, и в организационных мероприятиях на местах, и в научных исследованиях в сторону преимущественного внимания к проблемам репродуктивного здоровья девочек и девушек, практически игнорируя 80 таковые у мальчиков и юношей-подростков. А, по данным Росстата, из общего числа населения (на 1 января 2015 г. - 146,3 млн. чел.) детей в возрасте 0-17 лет - 27,4 млн. чел., при этом на долю мальчиков и юношей приходится 51,2%. В комплексе межведомственно осуществляемых, прежде всего, превентивных мероприятий в данном направлении, включая повышение роли семьи, соответствующую трансформацию образовательного процесса среди школьников, работы СМИ и других, особое место отводится совершенствованию организационных технологий деятельности отрасли здравоохранения, её педиатрической службы, созданию центров охраны репродуктивного здоровья подростков и др. Согласно приказу Минздрава России от 31.10.2012 г. № 561н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология», первичная доврачебная медикосанитарная помощь (МСП) детям осуществляется медицинскими работниками со средним медицинским образованием, врачебная -врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), а первичная специализированная МСП - врачом - детским урологом-андрологом. При подозрении или выявлении у детей патологии мочеполовой системы врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) направляют детей на консультацию к врачу - детскому урологу-андрологу. В медицинских организациях создаётся кабинет этого специалиста. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета: 1 врач -детский уролог-андролог на 20 тыс. детей, медсестра на 1 штатную единицу этого специалиста. Основные функции детского уролога-андролога - оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи детям; осуществление диспансерного наблюдения за ними; проведение санитарно-просветительной работы с населением по вопросам профилактики и ранней диагностики заболеваний мочеполовой системы у детей, формированию здорового образа жизни - ЗОЖ и др. Эти функциональные обязанности возлагаются и на создаваемые (до сих пор лишь на некоторых территориях страны) в детских поликлиниках/амбулаториях отделения/кабинеты медикосоциальной помощи. Инструкция об организации работы которого наиболее чётко отражена в действующем приказе Минздрава РФ от 5.05.1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». В числе задач этого структурного подразделения, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме: 81 - осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей; - гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью; - индивидуальная, групповая и коллективная санитарнопросветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в ЗОЖ и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития, включая табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркоманию, раннюю сексуальную активность, правонарушения несовершеннолетних и т.п.); - оказание индивидуальной или опосредованной социальноправовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством; - анализ - с применением анкетного опроса и других методов -потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи. Профилактические медицинские осмотры врачом - детским урологом-андрологом проводятся в периоды и «препубертата», и «пубертата». Как считают специалисты, с учётом значительных индивидуальных отличий, период пубертата у человека принято считать в среднем от 9-10 лет до 22-21 года. В педиатрической практике, в силу возможности наличия врожденной патологии, препубертатом можно считать у обоих полов возраст в среднем 0-11 лет, пубертатом - 12-17 лет. При этом важно учитывать, что термины «период полового созревания» и пубертат(от лат. pubertas - «возмужалость, половая зрелость») отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные, социальные и иные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин «подростковый период». Периодичность осмотров данным специалистом регламентирована приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные 82 учреждения и в период обучения в них». Они проводятся мальчикам в 3 года, в 7, 12, 14, 15, 16 и 17 лет. Выводы. Очевидна необходимость мультидисциплинарного подхода к профилактике, динамическому медицинскому наблюдению, лечению мальчиков/юношей с участием врачей-педиатров, врачей детских урологов-андрологов, гинекологов, эндокринологов, генетиков, психологов. К сожалению, по данным исследований, потребность в урологах-андрологах удовлетворяется не более чем на 20%. Необходимы углубленные специальные научные исследования по данной проблеме, в т.ч. научное обоснование оптимальных организационных технологий, включая плановую деятельность института территориальных (республиканских, краевых, областных и др.) внештатных специалистов с детскими урологами-андрологами медицинских организаций; оптимизацию организации медицинского обеспечения, диспансеризации контингента на амбулаторном этапе; совершенствование межсекторального взаимодействия медиков, педагогов, психологов, юристов, работников военно-врачебных комиссий и иных специалистов в данной области при непосредственной работе с родителями. Вышеуказанное обусловливает также важность изучения, обобщения, анализа и распространения опыта профильной работы на местах, прежде всего педиатрической службы. Ответственные задачи в этом плане стоят в области реализации в условиях медицинских и образовательных организаций мер профилактики, гигиенического (включая половое) и нравственного воспитания молодых людей, формирования с детско-подросткового периода уважительного отношения к девочке, подготовки к будущей семейной жизни, установок на правильное репродуктивное поведение. Необходимо самое непосредственное участие в этой работе специалистов системы охраны материнства и детства, а также Центров - охраны здоровья семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков, профилактики и борьбы со СПИД, Центров здоровья, Центров медицинской профилактики, СМИ и др. Всё это должно быть направлено на переориентацию общества, специалистов-практиков, ученых, самих подростков, родителей с «однобокого» отношения к проблеме репродуктивного 83 здоровья, имея в виду нарушение гендерного подхода к вопросам демографии: повышенное внимание, как правило, к таковым у девочек и девушек на равное отношением и к ним, и к мальчикам, и юношам, то есть к «женскому» и «мужскому» здоровью. Что в состоянии внести реальный вклад, прежде всего, в дело реализации демографической и государственной семейной политики страны, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., других директивных документов и, в конечном счете, в обеспечение национальной безопасности России.

About the authors

L. P Chicherin

Email: leo2506@gmail.com
Moscow, Russia
National Research Institute for Public Health

E. A Plygunov

Moscow, Russia
National Research Institute for Public Health

References

  1. Резолюция XVIII Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, февраль 2015 г.). Электронный ресурс - http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/pressXVIII.pdf
  2. Чичерин Л.П., Щепин В.О., Никитин М.В. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 3. - С. 11-15.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
  4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации [Электронный ресурс] / М: Минтруда и соцзащиты Российской Федерации, 28 декабря 2014 года. URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/12/26/Dok lad%20deti_2013_qnYPHzQ.pdf.

Statistics

Views

Abstract - 16

PDF (Russian) - 8

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies