THE STUDY OF PHYSICAL CAPACITY IN STUDENTS AS A RISK FACTOR FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH DISORDERS
- Authors: Cherkasov S.N1, Meshkov D.O1, Berseneva E.A1, Bezmel'nicyna L.J1, Abramova O.V2, Grigor'ev G.J2, Sopova I.L2
- Affiliations:
- National Research Institute for Public Health
- Medical University “REAVIZ”
- Issue: No 4 (2016)
- Pages: 110-116
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2201
- Cite item
Abstract
Full Text
Особенности настоящего периода развития общества, значительные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни, предъявляют качественно новые требования к возможностям человека. В современном обществе понимание здоровья как категории, без которой невозможно социальное развитие находит все более широкое распространение [1,2]. Студенческая молодежь это основной резерв общества в преодолении экономических проблем и уровень здоровья этой категории населения имеет огромное значение в формировании потенциала социальноэкономического развития [3,4,5]. Доказано, что уровень физической работоспособности, определяемый показателями аэробной производительности, может служить индикатором адекватности процессов адаптации организма [6]. Если уровень физической работоспособности связан с показателями здоровья, то данный критерий можно использовать как способ разделения студентов на группы высокого и низкого риска развития нарушений здоровья [7]. Следовательно, с каждой с групп 111 можно проводит адресные мероприятия по первичной профилактике, что может существенно увеличить эффективность данных мероприятий. Кроме того, доказательство связи риска развития патологических состояний у студента и уровня физической работоспособности является основанием включения мероприятий по повышению уровня физической работоспособности студента в профилактический комплекс. Целью исследование стало значимости уровня физической работоспособности как фактора риска развития патологических состояний у студентов ВУЗов Исследование проведено среди студентов ВУЗов г. Нижневартовска. Данные об уровне физической работоспособности были получены путем анкетирования обучающихся на 1 -5 курсах гуманитарных и технических специальностях. Всего роздано анкет 1000, собрано заполненных анкет 976. Уровень физической работоспособности косвенно оценивали на основании данных о расстоянии, которое студент может пройти или пробежать до достижения утомления, а также на какой этаж он может подняться до достижения утомления, о способности выполнять обычную «домашнюю» работу (пропылесосить ковер, вымыть полы и пр.). Средний возраст опрошенных составил 19,79±0,11 лет. Среди опрошенной группы студентов преобладали женщины - 71,5%, удельный вес мужчин составлял 28,5%. Соотношение, полученное при опросе исследуемой группы, соответствовало распределению полов в общей популяции студентов, обучающихся в г. Нижневартовск (около 70% женщины и 30% мужчины по данным городского отдела образования). При определении достоверности различий использованы непараметрические критерии, уровень значимости отрицания нулевой гипотезы составлял не менее 95%. В качестве критерия разделения на группы высокой и низкой аэробной производительности, как базового критерия уровня физической работоспособности, рекомендуется использовать количество этажей, которое может преодолеть испытуемый до достижения утомления [7]. Однако, данный критерий был рекомендован для беременных женщин, уровень физической работоспособности которых, по сравнению с небеременными или лицами мужского пола, снижен. Следовательно, для молодых, 112 небеременных студенток и студентов мужского пола данный критерий не может служить адекватным разделителем на группы с разным уровнем физической работоспособности. Это подтверждается результатами настоящего исследования, так как 85% студенток и 91% студентов могли до достижения утомления подняться на пять и более этажей. Только 3% студенток и 2% студентов могли до достижения утомления преодолеть три и менее этажа. Использование в качестве критерия разделения на группы с высокой и низкой физической работоспособностью расстояние, которое студент может преодолеть пешком до достижения утомления является более информативным критерием. Так, расстояние в 6 км и более километров, за один раз могли преодолеть только 71% мужчин и 32% женщин. Еще более жесткий критерий - возможность медленно пробежать (8-10 км/час) до достижения утомления и желания прекратить нагрузку более 3 км, выполнили только 48% мужчин и 15% женщин. Анализ зависимости между уровнем физической активности и уровнем физической работоспособности показал, что наиболее сильная связь наблюдается с признаком «возможность преодолеть пешком более 6 км до достижения утомления». Данная связь характеризуется коэффициентом ассоциации 0,64 для студентов мужского пола и 0,69 для студентов женского пола. Критерий х превышает критическое значение для вероятности 95% отрицания «нулевой» гипотезы (5,39 для мужского пола и 19,64 для женского пола). Следовательно, можно достоверно утверждать, что именно высокая физическая активность способствует и объясняет высокий уровень физической работоспособности у данной группы студентов. Использование признака «возможность преодолеть бегом более 6 км до достижения утомления» и его связи с уровнем физической активности не выявило достоверные зависимости, так как значение коэффициента ассоциации низкое - 0,3 для студентов мужского пола и 0,33 для студенток. Критерий х не превышает критическое значение для вероятности 95% отрицания «нулевой» гипотезы (1,26 для мужского пола и 1,97 для женского пола). Таким образом, высокий уровень физической активности студентов приводит к повышению их возможности преодолевать более длинные расстояния пешком до достижения утомления. Именно 113 данный признак можно рекомендовать как потенциальный критерий разделения на группы с высокой и низкой физической работоспособностью, так как способность преодолевать бегом 6 и более километра достоверно не связан с уровнем физической активности. Вероятно, для появления у студента возможности преодолевать бегом 6 и более километров только высокого уровня физической активности недостаточно. На втором этапе исследования была изучена связь между уровнем физической работоспособности и уровнем здоровья студента. В качестве характеристики здоровья изучались: субъективная оценка собственного здоровья, выраженная в баллах по пятибалльной шкале, частота заболеваний простудными и острыми инфекционными заболеваниями, даже если не было обращений в медицинские организации. Студенты, имеющие хронические заболевания, исключались из групп сравнения. Анализ зависимости уровня физической работоспособности и риска развития нарушений здоровья производили отдельно для мужчин и женщин. Основную группу составили студенты с высоким уровнем физической работоспособности (возможность преодолеть пешком более 6 км до достижения утомления), в контрольную включали студентов с низким уровнем физической работоспособности (невозможность преодолеть пешком 6 и более км до достижения утомления). Исследование студентов мужского пола показало, что в основной группе студентов, имеющих низкий уровень физической работоспособности, субъективная оценка здоровья была ниже, чем у студентов контрольной группы 3,86±0,17 баллов против 4,08±0,14 баллов, однако различия не были достоверными с принятым, для настоящего исследования уровнем (p>0,05). У студенток, основной группы, субъективная оценка здоровья была также несколько ниже 3,77±0,11 баллов, против 3,88±0,18 баллов, в контрольной группе (различия не достоверны, p>0,05). При анализе частоты заболеваний простудными и острыми инфекционными заболеваниями учитывались все случаи заболеваний, даже при отсутствии обращений в медицинские организации. У студенток с высоким уровнем физической работоспособности частота заболеваний составила 1,59±0,22 раза в год. С уменьшением уровня физической работоспособности частота 114 заболеваний несколько возрастала, достигая максимума 2,28±0,35 раза в год при низком уровне физической работоспособности (невозможность пройти пешком до достижения утомления 1 км). У студентов мужского пола частота заболеваний минимальна у студентов, имеющих высокий уровень физической работоспособности 1,00±0,21 раз в год, резко возрастая при снижении уровня физической работоспособности до 1,89±0,18 раз в год (различия достоверны, p<0,05). Таким образом, исследование физической работоспособности студентов ВУЗов г. Нижневартовска показало, что наиболее информативным критерием для разделения студентов на группы с высоким и низким уровнем физической работоспособности следует считать расстояние, которое студент может преодолеть пешком до достижения состояния утомления. В качестве критического значения рекомендуется использовать расстояние в 6 километров. Такое расстояние за один раз могли преодолеть только 71% студентов мужского пола и 32% студентов женского пола. Высокий уровень физической активности студентов приводит к повышению их возможности преодолевать более длинные расстояния пешком до достижения утомления (коэффициентом ассоциации 0,64 для студентов мужского пола и 0,69 для студентов женского пола), тогда как для появления у студента возможности преодолевать бегом 6 и более километров только высокого уровня физической активности недостаточно. Студенты с высоким уровнем физической работоспособности более высоко оценивают свое здоровье и отмечают более редкие случаи острых заболеваний. Выполненный анализ уровня физической активности и физической работоспособности студентов, получающих высшее образование в г. Нижневартовск, позволил определить значение данного элемента образа жизни. Полученные результаты дают возможность целенаправленно планировать мероприятия среди студенческого контингента, с целью влияния на формы и принципы поведения студентов и снижения риска развития патологических состояний в последующие периоды жизни будущих специалистов.About the authors
S. N Cherkasov
National Research Institute for Public Health
Email: cherkasovsn@nriph.ru
Moscow, Russia
D. O Meshkov
National Research Institute for Public Health
Moscow, Russia
E. A Berseneva
National Research Institute for Public Health
Moscow, Russia
L. J Bezmel'nicyna
National Research Institute for Public Health
Moscow, Russia
O. V Abramova
Medical University “REAVIZ”
Moscow, Russia
G. J Grigor'ev
Medical University “REAVIZ”
Moscow, Russia
I. L Sopova
Medical University “REAVIZ”
Moscow, Russia
References
- Хабриев Р.У., Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. /Стратегии охраны здоровья населения как основа социальной политики государства //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 3. - с. 3-5.
- Чичерин Л.П. /Социальные и медицинские аспекты здоровья подростков и молодежи России // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2009. № 1. - с. 150-153.
- Попов А.В. /Здоровье и образ жизни студенческой молодежи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2007. № 4. - с. 24-28.
- Шаповалова М.А. /Медико-демографические критерии общественного развития // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2005. № 3. - с. 144-146.
- Горбунов В.И., Возженникова Г.В., Исаев И.Н., Верхушкина А.С. /Оценка показателей качества жизни студентов медицинского вуза // Ульяновский медико-биологический журнал. 2012. № 1. - с. 46-49.
- Черкасов С.Н., Абрамова О.В., Сопова И.Л. /Физическая активность как фактор, определяющий уровень адаптационных возможностей организма // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015. № 2. - с. 224-227.
- Санталова С.В., Черкасов С.Н. /Общественное мнение и роль физической культуры в формировании здоровья женщины // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 2. - с. 188.
Statistics
Views
Abstract - 11
PDF (Russian) - 10