ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (теоретический аспект)

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы важности развития организационных технологий оказания психологической помощи медицинским работникам в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Полный текст

О том, что XXI век будет веком «сплошной» психологии отметил в своем выступлении в 1999 году на конференции по общественному здоровью и здравоохранению известный ученый, социал-гигиенист, орган 92 изатор здравоохранения Ю.П.Лисицын, аргументировав это высказыва ние тем (и посвятив этому направлению такие работы, как, "Психологи ческая медицина", 2004г., "Психологическое направление медицины", 2 005г.) [1,2], что психологическое направление в медицине относится не только к ее клиническим аспектам, но и к другим проблемам, в т.ч. к об щественному здоровью и здравоохранению. Психологическая медицин а, отмечал он, включает в себя учения о стрессе и общем адаптационн ом синдроме, о психоэмоциональном стрессе, а также психосоматичес кие учения, концепцию о социальной дезадаптации и «болезнях цивил изации». Отмечается, что хотя эти учения имеют в основном биопсихо логический уклон, они в последнее время все больше обращаются к со циальным и даже социально-экономическим факторам. Особенно это п роявляется в решении извечной проблемы медицины - психосоматич еского единства, когда в качестве аргументов называются социальные факторы, в т.ч. факторы риска здоровью. Ученый справедливо подчеркивал, что этические принципы приобр етают тем большее значение, чем теснее становится связь медика и п ациента, и что говорят даже о замене патерналистического подхода ин формированным сотрудничеством. Отмечалось, что врач при общении с пациентом должен думать и действовать в духе «эмпатии» - сопере живать психическому состоянию другого человека, анализировать свое поведение, содержание речи, ответы на вопросы с целью профилактик и психологических травм в процессе общения с пациентом. Ставился а кцент на том, что к сожалению, образу жизни, социальной среде и друг им названным проблемам и их психологическим аспектам в современн ой медицинской и клинической психологии не уделяется должного вни мания [2]. Другие исследования также показывают, что высокая социальная зн ачимость медицинского труда, связанного с факторами дестабилизиру ющего влияния на личность врача - с одной стороны, и отсутствие нау чно обоснованной системы психологического обеспечения развития су бъекта врачебного труда на всех этапах его профессионального и жиз ненного пути - с другой, есть суть проблемной ситуации, обусловливаю щей назревшую социальную потребность определения психологическо й специфики профессиональной деятельности врача и формирования на этой основе концепции последовательного психологического сопров ождения развития личности профессионала [3]. Здесь следует уточнить, что для обозначения процесса обеспечени я деятельности медицинского работника в его социально - психологиче ском аспекте, мы будем применять такую организационную дефиници ю - как "Психологическое сопровождение деятельности медицинских р аботников", не добавляя определение "профессиональная деятельнос 93 ть" или "личностное развитие врача", т.е. не разделяя эти два понятия (как достаточно часто упоминается в ряде исследований), а объединяя их в единое смысловое целое. Так как считаем суть медицинской деят ельности, ее эффективного начала именно в единении этих двух соста вляющих. Вышесказанное подтверждает работа [4], где отмечается, что проф ессионал в системе "человек-профессия-общество" выступает одновре менно в двух ипостасях, как объект влияния других компонентов систе мы и как субъект, преобразующий эти влияния в конкретные професси ональные действия. Подчеркивается, что сформулированный принцип личностно-развивающего подхода (Митина Л.М., 2014) [5], свидетельст вует о целостности и единстве личностного и профессионального разв ития, где фактором этого развития является активность личности, ее п отребность в самореализации. В контексте изучаемого вопроса, как связующее звено между отдел ьными его аспектами, рассмотрим такое понятия как психология профе ссионального здоровья. Исследователи отмечают [6], что психология п рофессионального здоровья - относительно новое научное направлен ие, которое развивается на стыке психологии здоровья, психологии тру да. В рамках данного научного направления рассматриваются вопросы , связанные с влиянием различных факторов на состояние здоровья сп ециалистов разных профессий. Подчеркивается, что данное научно-практическое направление явл яется новым и малоразработанным в связи с тем, что в этой области н аблюдается недостаток теоретико-методологических исследований и о тсутствует единая концепция рассмотрения такой категории как психол огия профессионального здоровья, несмотря на то, что многие авторы, занимающиеся этим вопросом, имеют схожие подходы к данной пробл еме, а влияющие на профессиональное здоровье факторы можно отне сти к двум основным группам. Указывается, что первую группу составляют факторы индивидуальн о-психологического характера, связанные с личностными характеристи ками специалиста. Сюда же относят эмоциональную устойчивость спе циалиста, способность противостоять стрессовым ситуациям, которые в итоге накладывают свой отпечаток на профессиональное здоровье в рачей. Отмечается, что к этой же группе факторов относятся особенно сти общения медицинского работника с пациентами, его родственника ми, а также с коллегами и медицинским персоналом. Еще одним нема ловажным фактором является значимость здорового образа жизни для человека. Отмечается, и это важно, что в исследованиях образа жизни медиц инских работников выявлена высокая распространенность курения, зл 94 оупотребление алкоголем, низкая физическая и медицинская активнос ть. В большинстве публикаций представлены низкие показатели обращ аемости за медицинской помощью и самооценки здоровья при высокой распространенности само- и взаимолечения, злоупотребления лекарст венными препаратами, продолжения работы в случае заболевания, иг норирования оздоровительных методов, закаливания организма и друг их видов профилактики болезней. Подчеркивается, что отношение к пи танию, физкультуре, курению, формирование образа жизни закладыва ется в период профессионального становления будущих сотрудников с феры здравоохранения и именно в этот период организм отличается н аибольшей чувствительностью к влиянию факторов окружающей сред ы. Ко второй группе относятся факторы, связанные с организацией тру да: условия работы, распределение рабочего времени, характеристики рабочего места специалиста, структура учреждения и т.д. Для медицин ских работников к таким факторам будут относиться ночные дежурства , работа в экстремальных ситуациях. Отмечается, что сюда же можно отнести социально-экономические факторы, так как состояние общества оказывает огромное влияние на отдельных его представителей, в том числе и на представителей разн ых профессий. Указывается, что немаловажным фактором, который во здействует на состояние профессионального здоровья специалиста яв ляется своевременное проведение диспансеризации и профилактичес ких мероприятий. Подчеркивается, что специалистам, работающим в сфере медицины особенно важно помнить и о том, что те или иные отк лонения в состоянии здоровья часто становятся серьёзным барьером н а пути к успеху, в том числе и в профессиональной деятельности. Поэт ому медицинским работниками, имея даже незначительное, на первый взгляд, заболевание или отклонение в состоянии здоровья, необходим о регулярно проходить процедуру диспансеризации и профилактическ их осмотров. (И это, добавим от себя, не банальные сентенции, а прав ила, следуя которым, можно сохранить себя в медицинской профессии относительно здоровым на долгие годы). Отмечается, что анализ литературы последних лет, касающейся пр облем профессионального здоровья врачей, позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос приобретает всё большую актуальность и ра ссматривается с разных позиций, и что научные результаты, полученн ые в данной области, позволяют ученым отследить особенности отнош ения к здоровью врачей, а также факторы, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье специалистов данной области. Отмеча ется, что данные факторы должны рассматриваться в комплексе с цел ью оптимизации условий, способствующих укреплению и поддержанию 95 профессионального здоровья специалистов. Делается вывод о том, чт о предметной областью психологии профессионального здоровья явля ются преимущественно факторы первой группы, и что в рамках данног о направления наиболее актуальными являются исследования индиви дуально-психологических особенностей специалиста таких как стрессо устойчивость, эмоциональная стабильности, способность к эмпатии, тр евожность, которая может носить как адаптивный так и дезадаптивный характер. Отмечается (и это важно), что психологические факторы, вли яющие на профессиональное здоровье медицинских работников, закла дываются еще на начальной стадии профессионального становления. Подводя промежуточный итог изучению рассматриваемой тематики , подчеркнем, что проблема сохранения здоровья медицинских работн иков в их психологическом поле настолько остра, болезненна и даже в какой-то степени "безысходна" (сложность организации, а также приня тия и осмысления медицинскими работниками предлагаемой помощи), что любой шаг в направлении ее разрешения, даже маленький "шажок " в виде похвалы или улыбки начальника или коллеги, коллективного о бсуждения сложного вопроса (посыл к балинтовским группам) может с читаться вкладом в ее решение. Конечно же, налаженная семейная жизнь, достойная заработная пл ата, хорошие жилищные условия, рационализация нагрузки, сведение бумажной "работы" к логическому минимуму - частично могут разреши ть проблему достойного существования медицинского работника в про фессии. Но вот как помочь врачу, социально относительно благоустро енному, встроиться в "гармонию с самим собой" в восприятии каждодн евной ситуации понятия "жизнь-смерть и ежеминутной ответственност и за этот выбор? Как сказала одна врач-педиатр, проработав в профессии 25 лет, и о чень хороший врач: "Я умирала с каждым ребенком. Я очень люблю с вою профессию, но ухожу из нее, так как проработай я еще "один день " и меня не будет". И вот кто бы, добавила она, научил, подсказал, как продолжать работать и не "умирать". И имя таким врачам (как показыв ает наш научный и педагогический опыт) - "легион". Так как именно медицинским работникам, сознательно выбравшим профессию свойственна в полной мере эмпатия, которая рассматрива ется специалистами [7] как целостное явление, включающее три взаим одействующих компонента: понимание эмоционального состояния дру гого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие, к оторое испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу (афф ективный уровень); активное помогающее поведение субъекта (повед енческий уровень) - им должна оказываться ежедневная, грамотная и д ейственная психологическая помощь на всех этапах их деятельности 96 И этой действенной "силой", которая научит, подскажет, поможет до лжна стать служба психологического сопровождения, где психологи: пр идут-научат-подберут индивидуальные методики, научат правилам и п риемам, помогающим не переходить ту тонкую грань в профессии, когд а на одной стороне - как защита - цинизм и равнодушие и соответствен но в конце концов крах профессии, а с другой - всепроникновенное со переживание чужой боли и судьбы - и тот же конец профессии - только уже через собственный постепенный уход из нее. Поэтому, отмечая важность изучения такой организационной техно логи, как "психологическое сопровождение деятельности", исследоват ели отмечают, что "психологическое сопровождение" является важным современным компонентом в системной работе с персоналом [8]. Под черкивается, что термин «сопровождение» прочно входит в профессио нальную жизнь практических психологов, работающих в медицинской о рганизации, как концептуально, так и в отношении практической деяте льности. Исследователи отмечают, что сопровождение «предусматрив ает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и сост ояний личности». Более того, успешно организованное социально-псих ологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста , помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. По одному из наиболее, с нашей точки зрения, емких определений, [8] "Психологическое сопровождение" - это: • во-первых, один из видов социально-психологического патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психол огической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологи ческих служб; • во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - созда ние условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности в результате эффективного выполнения отдельным человеко м своих основных функций; • в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопр овождающим и теми, кто нуждается в помощи. А основными видами деятельности психолога в работе с медицинск им персоналом являются: • психодиагностика; • психоконсультирование; • психопрофилактика; • психокоррекция; • психопросвещение Авторы особо подчеркивают то обстоятельство, что отдельным нап равлением психологического сопровождения медицинского персонала 97 является - профилактика синдрома эмоционального выгорания, вызыв ающий стрессовые расстройства. Отметим, что профилактика синдрома эмоционального выгорания с реди медицинских работников, в ее практической реализации в медици нских организациях, это тема отдельного "большого разговора". Подче ркнем лишь тот факт, что в свое время (2009г.), медики г.Калининграда , изучив эту проблему и констатировав факт всей ее серьезности во вл иянии на эффективность деятельности кадрового потенциала отрасли, предложили Министерству здравоохранения (тогда Минздравсоцразви тия) ввести профилактику СЭВ как одно из направлений в Национальн ый проект "Здоровье", но услышаны не были. Подчеркивается, что, на сегодняшний день роль психологического с опровождения медицинского персонала, несомненно, возрастает. Мед ицинский персонал как никогда нуждается в квалифицированной подде ржке и помощи на рабочем месте. И поэтому для обеспечения медици нских работников качественным психологическим сопровождением оче нь важна правильная организация психотерапевтических методов рабо ты. Подводя итоги, отметим, что примеры применения на практике таки х методов существуют и на местном и на региональных уровнях - к сож алению, немногочисленные, но они есть, и наша задача заключается в изучении этих направлений, анализе эффективности предложенных ор ганизационных технологий, популяризации наиболее успешных из них, что в конечном итоге должно привести к тиражированию и внедрению и х как можно на большем количестве территорий, что несомненно будет способствовать решению самой главной задачи отрасли - укреплению здоровья и пациентов и медицинских работников.

Об авторах

Татьяна Ивановна Расторгуева

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: rasto@mail.ru
Москва, Россия
к.м.н., старший научн.сотр.

Т. Н Проклова

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Москва, Россия

Список литературы

  1. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. - М. "Медицина", 2004. - 148с.
  2. Лисицын Ю.П. Психологическое направление медицины //Ремедиум. Журнал о Российском рынке лекарсв и медицинской технике. - N 1-2, 2005. - С.78.
  3. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе проффесионализации автореф.док.дис. 2004. Краснодар Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat -http://www.diss ercat.com/content/psikhologiya-meditsinskogo-truda-lichnost-vracha-v-prot sesse-professionalizatsii#ixzz58sEhdmD79
  4. Яркина О.С. Субъектность, как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача. Дис.канд.-та психол.наук /Олеся Сергеевна Яркина, Тамбов, 2009, 199с. /http: //www.dissecat.com
  5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. -376с. /https // docviewer.yandex.ru
  6. Уланова Н.Н. Психология профессионального здоровья врача - новое направление психологических исследований //ж-л Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2016/ КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnogo-zdorovya-vrach a-novoe-napravlenie-psihologicheskih-issledovaniy
  7. Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов. Дис. канд.-та психол. наук /Ольга Юрьевна Богачева, Ярославль, 2014, 169с. /www.rd.uniyar.ac.ru

Статистика

Просмотры

Аннотация - 6

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах