PSYCHOLOGICAL ACCOMPANYING ACTIVITIES MEDICAL WORKERS (theoretical aspect)

Abstract


The article discusses the importance of developing organizational technologies for the provision of psychological assistance to medical workers in the process of professional activities.

Full Text

О том, что XXI век будет веком «сплошной» психологии отметил в своем выступлении в 1999 году на конференции по общественному здоровью и здравоохранению известный ученый, социал-гигиенист, орган 92 изатор здравоохранения Ю.П.Лисицын, аргументировав это высказыва ние тем (и посвятив этому направлению такие работы, как, "Психологи ческая медицина", 2004г., "Психологическое направление медицины", 2 005г.) [1,2], что психологическое направление в медицине относится не только к ее клиническим аспектам, но и к другим проблемам, в т.ч. к об щественному здоровью и здравоохранению. Психологическая медицин а, отмечал он, включает в себя учения о стрессе и общем адаптационн ом синдроме, о психоэмоциональном стрессе, а также психосоматичес кие учения, концепцию о социальной дезадаптации и «болезнях цивил изации». Отмечается, что хотя эти учения имеют в основном биопсихо логический уклон, они в последнее время все больше обращаются к со циальным и даже социально-экономическим факторам. Особенно это п роявляется в решении извечной проблемы медицины - психосоматич еского единства, когда в качестве аргументов называются социальные факторы, в т.ч. факторы риска здоровью. Ученый справедливо подчеркивал, что этические принципы приобр етают тем большее значение, чем теснее становится связь медика и п ациента, и что говорят даже о замене патерналистического подхода ин формированным сотрудничеством. Отмечалось, что врач при общении с пациентом должен думать и действовать в духе «эмпатии» - сопере живать психическому состоянию другого человека, анализировать свое поведение, содержание речи, ответы на вопросы с целью профилактик и психологических травм в процессе общения с пациентом. Ставился а кцент на том, что к сожалению, образу жизни, социальной среде и друг им названным проблемам и их психологическим аспектам в современн ой медицинской и клинической психологии не уделяется должного вни мания [2]. Другие исследования также показывают, что высокая социальная зн ачимость медицинского труда, связанного с факторами дестабилизиру ющего влияния на личность врача - с одной стороны, и отсутствие нау чно обоснованной системы психологического обеспечения развития су бъекта врачебного труда на всех этапах его профессионального и жиз ненного пути - с другой, есть суть проблемной ситуации, обусловливаю щей назревшую социальную потребность определения психологическо й специфики профессиональной деятельности врача и формирования на этой основе концепции последовательного психологического сопров ождения развития личности профессионала [3]. Здесь следует уточнить, что для обозначения процесса обеспечени я деятельности медицинского работника в его социально - психологиче ском аспекте, мы будем применять такую организационную дефиници ю - как "Психологическое сопровождение деятельности медицинских р аботников", не добавляя определение "профессиональная деятельнос 93 ть" или "личностное развитие врача", т.е. не разделяя эти два понятия (как достаточно часто упоминается в ряде исследований), а объединяя их в единое смысловое целое. Так как считаем суть медицинской деят ельности, ее эффективного начала именно в единении этих двух соста вляющих. Вышесказанное подтверждает работа [4], где отмечается, что проф ессионал в системе "человек-профессия-общество" выступает одновре менно в двух ипостасях, как объект влияния других компонентов систе мы и как субъект, преобразующий эти влияния в конкретные професси ональные действия. Подчеркивается, что сформулированный принцип личностно-развивающего подхода (Митина Л.М., 2014) [5], свидетельст вует о целостности и единстве личностного и профессионального разв ития, где фактором этого развития является активность личности, ее п отребность в самореализации. В контексте изучаемого вопроса, как связующее звено между отдел ьными его аспектами, рассмотрим такое понятия как психология профе ссионального здоровья. Исследователи отмечают [6], что психология п рофессионального здоровья - относительно новое научное направлен ие, которое развивается на стыке психологии здоровья, психологии тру да. В рамках данного научного направления рассматриваются вопросы , связанные с влиянием различных факторов на состояние здоровья сп ециалистов разных профессий. Подчеркивается, что данное научно-практическое направление явл яется новым и малоразработанным в связи с тем, что в этой области н аблюдается недостаток теоретико-методологических исследований и о тсутствует единая концепция рассмотрения такой категории как психол огия профессионального здоровья, несмотря на то, что многие авторы, занимающиеся этим вопросом, имеют схожие подходы к данной пробл еме, а влияющие на профессиональное здоровье факторы можно отне сти к двум основным группам. Указывается, что первую группу составляют факторы индивидуальн о-психологического характера, связанные с личностными характеристи ками специалиста. Сюда же относят эмоциональную устойчивость спе циалиста, способность противостоять стрессовым ситуациям, которые в итоге накладывают свой отпечаток на профессиональное здоровье в рачей. Отмечается, что к этой же группе факторов относятся особенно сти общения медицинского работника с пациентами, его родственника ми, а также с коллегами и медицинским персоналом. Еще одним нема ловажным фактором является значимость здорового образа жизни для человека. Отмечается, и это важно, что в исследованиях образа жизни медиц инских работников выявлена высокая распространенность курения, зл 94 оупотребление алкоголем, низкая физическая и медицинская активнос ть. В большинстве публикаций представлены низкие показатели обращ аемости за медицинской помощью и самооценки здоровья при высокой распространенности само- и взаимолечения, злоупотребления лекарст венными препаратами, продолжения работы в случае заболевания, иг норирования оздоровительных методов, закаливания организма и друг их видов профилактики болезней. Подчеркивается, что отношение к пи танию, физкультуре, курению, формирование образа жизни закладыва ется в период профессионального становления будущих сотрудников с феры здравоохранения и именно в этот период организм отличается н аибольшей чувствительностью к влиянию факторов окружающей сред ы. Ко второй группе относятся факторы, связанные с организацией тру да: условия работы, распределение рабочего времени, характеристики рабочего места специалиста, структура учреждения и т.д. Для медицин ских работников к таким факторам будут относиться ночные дежурства , работа в экстремальных ситуациях. Отмечается, что сюда же можно отнести социально-экономические факторы, так как состояние общества оказывает огромное влияние на отдельных его представителей, в том числе и на представителей разн ых профессий. Указывается, что немаловажным фактором, который во здействует на состояние профессионального здоровья специалиста яв ляется своевременное проведение диспансеризации и профилактичес ких мероприятий. Подчеркивается, что специалистам, работающим в сфере медицины особенно важно помнить и о том, что те или иные отк лонения в состоянии здоровья часто становятся серьёзным барьером н а пути к успеху, в том числе и в профессиональной деятельности. Поэт ому медицинским работниками, имея даже незначительное, на первый взгляд, заболевание или отклонение в состоянии здоровья, необходим о регулярно проходить процедуру диспансеризации и профилактическ их осмотров. (И это, добавим от себя, не банальные сентенции, а прав ила, следуя которым, можно сохранить себя в медицинской профессии относительно здоровым на долгие годы). Отмечается, что анализ литературы последних лет, касающейся пр облем профессионального здоровья врачей, позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос приобретает всё большую актуальность и ра ссматривается с разных позиций, и что научные результаты, полученн ые в данной области, позволяют ученым отследить особенности отнош ения к здоровью врачей, а также факторы, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье специалистов данной области. Отмеча ется, что данные факторы должны рассматриваться в комплексе с цел ью оптимизации условий, способствующих укреплению и поддержанию 95 профессионального здоровья специалистов. Делается вывод о том, чт о предметной областью психологии профессионального здоровья явля ются преимущественно факторы первой группы, и что в рамках данног о направления наиболее актуальными являются исследования индиви дуально-психологических особенностей специалиста таких как стрессо устойчивость, эмоциональная стабильности, способность к эмпатии, тр евожность, которая может носить как адаптивный так и дезадаптивный характер. Отмечается (и это важно), что психологические факторы, вли яющие на профессиональное здоровье медицинских работников, закла дываются еще на начальной стадии профессионального становления. Подводя промежуточный итог изучению рассматриваемой тематики , подчеркнем, что проблема сохранения здоровья медицинских работн иков в их психологическом поле настолько остра, болезненна и даже в какой-то степени "безысходна" (сложность организации, а также приня тия и осмысления медицинскими работниками предлагаемой помощи), что любой шаг в направлении ее разрешения, даже маленький "шажок " в виде похвалы или улыбки начальника или коллеги, коллективного о бсуждения сложного вопроса (посыл к балинтовским группам) может с читаться вкладом в ее решение. Конечно же, налаженная семейная жизнь, достойная заработная пл ата, хорошие жилищные условия, рационализация нагрузки, сведение бумажной "работы" к логическому минимуму - частично могут разреши ть проблему достойного существования медицинского работника в про фессии. Но вот как помочь врачу, социально относительно благоустро енному, встроиться в "гармонию с самим собой" в восприятии каждодн евной ситуации понятия "жизнь-смерть и ежеминутной ответственност и за этот выбор? Как сказала одна врач-педиатр, проработав в профессии 25 лет, и о чень хороший врач: "Я умирала с каждым ребенком. Я очень люблю с вою профессию, но ухожу из нее, так как проработай я еще "один день " и меня не будет". И вот кто бы, добавила она, научил, подсказал, как продолжать работать и не "умирать". И имя таким врачам (как показыв ает наш научный и педагогический опыт) - "легион". Так как именно медицинским работникам, сознательно выбравшим профессию свойственна в полной мере эмпатия, которая рассматрива ется специалистами [7] как целостное явление, включающее три взаим одействующих компонента: понимание эмоционального состояния дру гого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие, к оторое испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу (афф ективный уровень); активное помогающее поведение субъекта (повед енческий уровень) - им должна оказываться ежедневная, грамотная и д ейственная психологическая помощь на всех этапах их деятельности 96 И этой действенной "силой", которая научит, подскажет, поможет до лжна стать служба психологического сопровождения, где психологи: пр идут-научат-подберут индивидуальные методики, научат правилам и п риемам, помогающим не переходить ту тонкую грань в профессии, когд а на одной стороне - как защита - цинизм и равнодушие и соответствен но в конце концов крах профессии, а с другой - всепроникновенное со переживание чужой боли и судьбы - и тот же конец профессии - только уже через собственный постепенный уход из нее. Поэтому, отмечая важность изучения такой организационной техно логи, как "психологическое сопровождение деятельности", исследоват ели отмечают, что "психологическое сопровождение" является важным современным компонентом в системной работе с персоналом [8]. Под черкивается, что термин «сопровождение» прочно входит в профессио нальную жизнь практических психологов, работающих в медицинской о рганизации, как концептуально, так и в отношении практической деяте льности. Исследователи отмечают, что сопровождение «предусматрив ает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и сост ояний личности». Более того, успешно организованное социально-псих ологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста , помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. По одному из наиболее, с нашей точки зрения, емких определений, [8] "Психологическое сопровождение" - это: • во-первых, один из видов социально-психологического патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психол огической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологи ческих служб; • во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - созда ние условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности в результате эффективного выполнения отдельным человеко м своих основных функций; • в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопр овождающим и теми, кто нуждается в помощи. А основными видами деятельности психолога в работе с медицинск им персоналом являются: • психодиагностика; • психоконсультирование; • психопрофилактика; • психокоррекция; • психопросвещение Авторы особо подчеркивают то обстоятельство, что отдельным нап равлением психологического сопровождения медицинского персонала 97 является - профилактика синдрома эмоционального выгорания, вызыв ающий стрессовые расстройства. Отметим, что профилактика синдрома эмоционального выгорания с реди медицинских работников, в ее практической реализации в медици нских организациях, это тема отдельного "большого разговора". Подче ркнем лишь тот факт, что в свое время (2009г.), медики г.Калининграда , изучив эту проблему и констатировав факт всей ее серьезности во вл иянии на эффективность деятельности кадрового потенциала отрасли, предложили Министерству здравоохранения (тогда Минздравсоцразви тия) ввести профилактику СЭВ как одно из направлений в Национальн ый проект "Здоровье", но услышаны не были. Подчеркивается, что, на сегодняшний день роль психологического с опровождения медицинского персонала, несомненно, возрастает. Мед ицинский персонал как никогда нуждается в квалифицированной подде ржке и помощи на рабочем месте. И поэтому для обеспечения медици нских работников качественным психологическим сопровождением оче нь важна правильная организация психотерапевтических методов рабо ты. Подводя итоги, отметим, что примеры применения на практике таки х методов существуют и на местном и на региональных уровнях - к сож алению, немногочисленные, но они есть, и наша задача заключается в изучении этих направлений, анализе эффективности предложенных ор ганизационных технологий, популяризации наиболее успешных из них, что в конечном итоге должно привести к тиражированию и внедрению и х как можно на большем количестве территорий, что несомненно будет способствовать решению самой главной задачи отрасли - укреплению здоровья и пациентов и медицинских работников.

About the authors

T. I Rastorgueva

"National Research Institute of Public Health named after N.A Semashko"

Email: rasto@mail.ru
Moscow, Russia

T. N Proklova

"National Research Institute of Public Health named after N.A Semashko"

Moscow, Russia

References

  1. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. - М. "Медицина", 2004. - 148с.
  2. Лисицын Ю.П. Психологическое направление медицины //Ремедиум. Журнал о Российском рынке лекарсв и медицинской технике. - N 1-2, 2005. - С.78.
  3. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе проффесионализации автореф.док.дис. 2004. Краснодар Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat -http://www.diss ercat.com/content/psikhologiya-meditsinskogo-truda-lichnost-vracha-v-prot sesse-professionalizatsii#ixzz58sEhdmD79
  4. Яркина О.С. Субъектность, как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача. Дис.канд.-та психол.наук /Олеся Сергеевна Яркина, Тамбов, 2009, 199с. /http: //www.dissecat.com
  5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. -376с. /https // docviewer.yandex.ru
  6. Уланова Н.Н. Психология профессионального здоровья врача - новое направление психологических исследований //ж-л Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2016/ КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnogo-zdorovya-vrach a-novoe-napravlenie-psihologicheskih-issledovaniy
  7. Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов. Дис. канд.-та психол. наук /Ольга Юрьевна Богачева, Ярославль, 2014, 169с. /www.rd.uniyar.ac.ru

Statistics

Views

Abstract - 19

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies