МОНИТОРИНГ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

  • Авторы: Тельнова Е.А1, Плесовских А.В2, Загоруйченко А.А1
  • Учреждения:
    1. Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
    2. Межотраслевое объединение «Фармпробег», Москва, Российская Федерация
  • Выпуск: № 1 (2021)
  • Страницы: 36-43
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1516
  • DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.01.005
  • Цитировать

Аннотация


По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире нежелательные лекарственные реакции являются причиной госпитализации до 20% больных, а на проблемы, связанные с лекарственными средствами, тратится до 15-20% бюджета здравоохранения. В связи, с этим ввиду принятия эффективных управленческих решений в рамках выполнения поручений руководства страны по обеспечению населения доступными, эффективными и качественными лекарственными средствами, требуется применение информационных технологий, постоянное наблюдение с целью управления проектом, внесения в случае необходимости корректировки, получение обратной связи, документирование деятельности и, как следствие, обеспечение гарантий достижения запланированного результата. Все вышеперечисленное послужило импульсом для изучения применения эффективного инструмента оценки, которым является мониторинг основных программ в области обращения лекарственных средств. В статье дано определение понятия «мониторинг», изучены его функции, виды и представлен краткий обзор всех проводимых регуляторами мониторингов в области обращения лекарственных средств; проанализирована социальная функция мониторинга и возможности получения обратной связь с населением, а также консолидированного мнения о состоянии дел в области обращения лекарственных средств глазами потребителя.

Полный текст

Руководством страны поставлена задача обеспечить население доступными качественными и эффективными лекарственными средствами [1, с. 11–14; 2, с. 243–245; 3, с. 39–41]. Процесс это не простой, требующий постоянного наблюдения и, в случае необходимости, корректировки. В настоящее время автоматизация, информатизация и цифровизация являются стратегическим ресурсом управления для принятия правильного управленческого решения. Особенно важно иметь достоверную качественную информацию, используя при этом перспективные методы и инструменты оценки [4, с. 561–562; 5, с. 221–226]. К числу таких инструментов принадлежит мониторинг, который часто называют «специфической информационной технологией». Материалы и методы. В данной работе использовались следующие методы исследования: библиографический, информационно-аналитический, метод сравнительного анализа. Теоретической основой являлись различные литературные и нормативные источники. Результаты. Имеется множество толкований процесса мониторинга, которые в той или иной степени как бы дополняют друг друга. Например, «мониторинг (от лат. monitor – «предостерегающий») – метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней» [5, c. 222]. Мониторинг представляет собой регулярное (систематическое) наблюдение за каким-либо процессом (объектом) с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному, предложениям-наблюдениям, оценки и прогнозу или состояниям того или иного процесса. В настоящее время Росздравнадзором, как основным контролером в области обращения лекарственных средств, проводятся пять различных видов мониторинга: 1) мониторинг обеспечения необходимыми препаратами льготных категорий граждан; 2) мониторинг эффективности и безопасности лекарственных препаратов (далее – ЛП); 3) мониторинг качества ЛП в аптечных организациях; 4) мониторинг ассортимента и цен на ЛП; 5) мониторинг движения лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако, имея даже данные всех перечисленных видов мониторинга, мы не знаем, каково реальное отношение граждан к системе обеспечения лекарствами в нашей стране. Для эффективной реализации федерального закона «О государственной социальной помощи» (178-ФЗ)[1] федеральными органами в сфере здравоохранения проводится мониторинг программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан. К органам, уполномоченным проводить мониторинг, относят: Минздрав России, Росздравнадзор, представитель Президента России, органы исполнительной власти субъектов России. Мониторинг начали проводить практически с первых дней реализации программы (ДЛО) ОНЛС, а это конец 2004 г. – начало 2005 года. В письме от 2 декабря 2008 г. № 01И-752/08[2] Росздравнадзор установил и регламентировал порядок запроса информации об обеспечении ЛС участников программы. В 2007 году, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России[3], который действует и в настоящее время, утверждена форма отчета, где нарастающим итогом отображаются данные о поставке, выписке и отпуске, данные о численности граждан, которые получают набор социальных услуг, количестве ЛПУ и врачей, участвующих в программе, финансирование программы, количестве выписанных, обеспеченных и оставленных на обеспечение рецептов (Рис. 1). Действующим законодательством[4] регламентируется порядок подачи целевых прогнозов в данной сфере. Мониторинг проводится и в настоящее время. Проведение мониторинга позволило практически в постоянном режиме наблюдать за процессом реализации программы, при необходимости подключаться к процессу управления, принимать меры экстренного реагирования при возникновении сложных ситуаций по лекарственному обеспечению в регионах.

Об авторах

Е. А Тельнова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Email: telnovaea@yandex.ru

А. В Плесовских

Межотраслевое объединение «Фармпробег», Москва, Российская Федерация

Email: a.plesovskih@pharmprobeg.ru

А. А Загоруйченко

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Email: zagoranna@mail.ru

Список литературы

  1. Романов Б.К. Мониторинг безопасности лекарственных средств / Б.К. Романов, С.В. Глаголев, В.А. Поливанов, М.В. Леонова // Безопасность и риск фармакотерапии. - 2014. - No 3. - С. 11-14.
  2. Суханов А.В. Мониторинг движения лекарственных средств: перспективы внедрения автоматизированной системы контроля их качества и безопасности / А.В. Суханов // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: материалы международной научно-практической конференции (Пермь, 25 марта 2017 года) / под общ. ред. А.А. Сукиасян - Пермь: «Аэтерна», 2017. - Т.3. - С. 243-245.
  3. Смирнова О.Н. Мониторинг нежелательных побочных реакций лекарственных средств / О.Н. Смирнова, А.А. Смирнов // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона: Материалы VI (63-й) ежегодной научно-практической конференции «Университетская наука - региону» Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь, 02-27 апреля 2018 года) / Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. - С. 39-41.
  4. Парманкулова Т.Н. Система фармаконадзора Республики Казахстан и мониторинг побочных эффектов лекарственных средств / Т.Н. Парманкулова, М.А. Жунисбек, А.О. Шалаева, Ф. Кемербек, А. Сегизбаев // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2019. - No 1. - С. 561-562.
  5. Шубникова Е.В. Мониторинг зарубежной информации по безопасности лекарственных средств / Е.В. Шубникова, М.А. Дармостукова, И.И. Снегирева, Е.О. Журавлева // Безопасность и риск фармакотерапии. - 2019. - Т. 7. - No 4. - С. 221-226.
  6. Зырянов С.К. Мониторинг безопасности применения лекарственных средств в многопрофильном стационаре / С.К. Зырянов, М.А. Ивжиц, Д.А. Иванов // Хирург. - 2018. - No 5-6. - С. 73-79.
  7. Тельнова Е.А. О лекарственном обеспечении населения - от острых проблем к эффективным решениям / Е.А. Тельнова, А.В. Плесовских // Вестник Росздравнадзора. - 2019. - No 6. - C. 74-81.
  8. Тельнова Е.А. Ассортиментная политика - как фактор доступности / Е.А. Тельнова, А.А. Загоруйченко // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2020. - No 2. - С. 60-67.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 14

PDF (Russian) - 12

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах