СТРАХОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация


В статье представлен обзор теоретических положений, определяющих понятия «медицинская грамотность» и «страховая медицинская грамотность» в системе современного научного знания и публикаций российских и зарубежных авторов. Определены основные содержательные элементы понятия «медицинская грамотность», дано авторское определение понятия «страховая медицинская грамотность» и ее место в системе медицинской грамотности. Медицинская грамотность определена как система компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные компетенции и поведенческие. К содержательным компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Сделан вывод о том, что медицинская грамотность - это фундаментальная составляющая всех усилий по достижению здоровья и благополучия в современном обществе. Низкий уровень медицинской грамотности в целом и страховой грамотности в частности отрицательно сказывается на здоровье людей. Несмотря на то, что формирование компетенций в данной области знаний как критически важных детерминант здоровья продолжает расти, они не выступают объектом глубоких, масштабных научных исследований и практических действий в сфере общественного здоровья.

Полный текст

Социально-экономические преобразования современного общества, а также достижения научно-технического прогресса, в том числе – в сфере здравоохранения и медицины, не влияют в глобальном плане на отношение людей к своему здоровью. Этот парадокс объясняется учеными как следствие двух разнонаправленных явлений: с одной стороны – социальное поведение, характерное для общества потребления, ориентируется на широко рекламируемые и поощряемые практики нездорового поведения, с другой – несмотря на масштабные информационно-агитационные кампании за здоровый образ жизни, практических системных инструментов в виде конкретных образовательных программ, консультаций и пр., способных дать знания в области здоровьесбережения и сформировать навыки их использования, являются крайне фрагментарными и недостаточными. Особое место в структуре медицинской грамотности занимают компетенции в области медицинского страхования – как инструмента диверсификации финансовых рисков, связанных с затратами на лечение и восстановление. Страховая грамотность выступает важным элементом медицинской грамотности и является ее поведенческой частью. Вопросам формирования медицинской грамотности населения как основы здоровьесберегающих компетенций посвящены работы российских (Масленниковой Г.Я., Оганова Р.Г., Симонян Р.З., Курносовой А., Сиднева И., Теклюк Р.В., Сергета И.В. и др.) и зарубежных (Serper M., Patzer R., Curtis L., Smith S., O'Conor R., Baker D., Wolf M. и др.) авторов. Вопросам формирования грамотности населения в области медицинского страхования посвящены работы Зудина А.Б., Снегиревой Ю.Ю., Ананченковой П.И. и др. Цель исследования Определить теоретические аспекты страховой грамотности как поведенческого элемента в системе медицинской грамотности населения. Материалы и методы При работе над темой на основе методов анализа и систематизации был проведен обзор научных публикаций российских и зарубежных авторов, а также официальных документов Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), посвященных исследованию дефиниций «медицинская грамотность» и «страховая грамотность» как основных элементов системы формирования здоровьесберегающего поведения и ответственного отношения граждан к своему здоровью. Результаты исследования Специалисты в области общественного здоровья отмечают, что в европейских странах практически половина взрослого населения имеет недостаточные знания, позволяющие им нести объективную ответственность за состояние своего здоровья. Как отмечается в издании Всемирной организации здравоохранения, отсутствие компетенций в области медицинской грамотности «приводят к выбору менее здоровых вариантов образа жизни, более рискованным формам поведения, более слабому здоровью, меньшей самостоятельности пациентов и росту случаев госпитализации. Они серьезно истощают кадровые и финансовые ресурсы системы здравоохранения. В то же время очень медленно принимаются на всех уровнях стратегические меры по преодолению кризиса … грамотности населения» [1, с. 10]. В Оттавской хартии (1986) укрепление здоровья было определено как «процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его. Для достижения полного физического, душевного и социального благополучия индивидуумы и сообщества должны быть в состоянии определять и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и изменять или приспосабливаться к условиям окружающей среды. Здоровье, таким образом, видится как ресурс для повседневной жизни, а не как цель существования. Здоровье – это позитивная концепция, подчеркивающая важность социальных и личностных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Поэтому укрепление здоровья – это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни и, в более широком плане, всемерное повышение уровня общего благополучия людей»[1]. Термин «медицинская грамотность» («health literacy» или «medical literacy»), вошедший в научный оборот в 1990-х годах, имеет широкий перечень определений, основная идея которых сводится к способности индивида понимать, правильно интерпретировать и использовать специализированную медицинскую информацию для поддержания и/или улучшения состояния своего здоровья. Американские авторы определяют медицинскую грамотность как «когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность индивидов получать доступ к информации, понимать и использовать ее таким образом, чтобы способствовать укреплению и поддержанию хорошего здоровья». Таким образом, медицинская грамотность выступает «важной конструкцией, которая инкапсулирует набор индивидуальных навыков управления здоровьем, преобладание которых связано с когнитивными функциями» [2, с. 1252]. В рамках 9-й Глобальной конференции по укреплению здоровья (21-24.11.2016, Шанхай, КНР) медицинская грамотность была признана «важной детерминантой здоровья, основой сохранения и укрепления здоровья, профилактики и контроля заболеваний, инвестиции в которую могут способствовать достижению ЦУР к 2030 году»[2]. Таким образом, уровень медицинской грамотности обеспечивается последовательностью действий, непосредственно связанных со здоровьем: 1. Поиск необходимой информации по вопросам текущего состояния здоровья. 2. Принятие и осознание полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. 3. Правильная интерпретация полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. 4. Практическое использование полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. По нашему мнению, говоря о гражданах, медицинскую грамотность следует рассматривать как систему компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные и поведенческие компетенции. К содержательным компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Поведенческую компетентность гражданина в области медицинской грамотности формируют его знания в сфере медицинского страхования. Содержание каждого элемента в структуре медицинской грамотности представлены на рисунке 1. Не вызывает сомнений факт, что не только здоровый образ жизни, но и уровень медицинской грамотности влияют на продолжительность жизни и показатели заболеваемости и смертности. Говоря об успехах реализации национального проекта «Здравоохранение», министр здравоохранения России Михаил Мурашко заметил: «Уровень медицинской грамотности населения у нас, по некоторым оценкам, тоже не очень высокий – в среднем 15–20%. Нужно понимать, что в целом медицинская грамотность и здоровьесберегающее поведение однозначно влияют на продолжительность жизни»[3].

Об авторах

А. С Абубакиров

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Email: asabubakirov@yandex.ru

Список литературы

  1. Санитарная грамотность: убедительные факты. - Копенгаген: Европейское бюро ВОЗ, 2014. - 91 с.
  2. Serper M. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults / M. Serper, R. Patzer, L. Curtis, S. Smith et all. // Health services research. - 2014. - № 49 (4). - Р. 1249-1267.
  3. Абубакиров А.С. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования: монография / А.С. Абубакиров, П.И. Ананченкова, Д.С. Амонова и др. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 168 с.
  4. Абубакиров А.С. Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади) / А.С. Абубакиров, А.Б. Зудин, Ю.Ю. Снегирёва // Вестник Авиценны. - 2019. - Т. 21. - № 4. - С. 577-583.
  5. Абубакиров А.С. Курсы страховой грамотности как инструмент повышения информированности граждан относительно программ медицинского страхования / А.С. Абубакиров // Костинские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции. - М.: ИИЦ АТиСО, 2020. С. 142-146.
  6. Berkman N.D. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review / N.D. Berkman, S.L. Sheridan, K.E. Donahue et al. // Annals of Internal Medicine. - 2011. - № 155. - Р. 97-107.
  7. Sanitarnaya gramotnost': ubeditel'nye fakty [Health literacy: convincing facts]. Copenhagen: WHO Office for Europe, 2014. 91 p. (in Russian).
  8. Serper M., Patzer R., Curtis L. et al. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults. Health services research, 2014, no 49 (4), pp. 1249-1267.
  9. Abubakirov A.S., Ananchenkova P.I., Amonova D.S. et al. Medicinskaya pomoshch' v sisteme obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya [Medical care in the system of compulsory medical insurance]. Мoscow-Berlin, Direct-Media, 2019. 168 p. (in Russian).
  10. Abubakirov A.S., Zudin A.B., Snegiryova Yu.Yu. The practice of implementing distance educational projects by insurance organizations within the framework of mandatory and voluntary medical insurance (case study). Avicenna's Bulletin [Vestnik Avicenny], 2019, vil. 21, no 4, pp. 577-583 (in Russian).
  11. Abubakirov A.S. Insurance literacy courses as a tool for raising awareness of citizens about health insurance programs. Kostinskie chteniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Kostin readings. Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. Moscow: IPC ALaSR, 2020, pp. 142-146 (in Russian).
  12. Berkman N.D., Sheridan S.L., Donahue K.E. et al. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review. Annals of Internal Medicine, 2011, no. 155, pp. 97-107.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 15

PDF (Russian) - 10

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах