INSURANCE LITERACY AS AN ELEMENT OF MEDICAL LITERACY OF THE POPULATION
- Authors: Abubakirov A.S1
- Affiliations:
- N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
- Issue: No 3 (2021)
- Pages: 110-115
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1557
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.03.016
- Cite item
Abstract
The article provides an overview of the theoretical provisions that define the concepts of «medical literacy» and «insurance medical literacy» in the system of modern scientific knowledge and publications of Russian and foreign authors. The main substantive elements of the concept of «medical literacy» are determined, the author's definition of the concept of «insurance medical literacy» and its place in the system of medical literacy are given. Medical literacy is defined as a system of competencies that ensure human life, the constituent elements of which are content and behavioral competencies. Content competencies include: hygiene literacy, health literacy, preventive literacy, medical literacy, rehabilitation (restorative) literacy. It is concluded that medical literacy is a fundamental component of all efforts to achieve health and well-being in modern society. Low level of medical literacy in general and insurance literacy in particular negatively affects people's health. Despite the fact that the formation of competencies in this area of knowledge continues to grow as critical determinants of health, they are not the object of deep and large-scale scientific research and practical action in the field of public health.
Full Text
Социально-экономические преобразования современного общества, а также достижения научно-технического прогресса, в том числе – в сфере здравоохранения и медицины, не влияют в глобальном плане на отношение людей к своему здоровью. Этот парадокс объясняется учеными как следствие двух разнонаправленных явлений: с одной стороны – социальное поведение, характерное для общества потребления, ориентируется на широко рекламируемые и поощряемые практики нездорового поведения, с другой – несмотря на масштабные информационно-агитационные кампании за здоровый образ жизни, практических системных инструментов в виде конкретных образовательных программ, консультаций и пр., способных дать знания в области здоровьесбережения и сформировать навыки их использования, являются крайне фрагментарными и недостаточными. Особое место в структуре медицинской грамотности занимают компетенции в области медицинского страхования – как инструмента диверсификации финансовых рисков, связанных с затратами на лечение и восстановление. Страховая грамотность выступает важным элементом медицинской грамотности и является ее поведенческой частью. Вопросам формирования медицинской грамотности населения как основы здоровьесберегающих компетенций посвящены работы российских (Масленниковой Г.Я., Оганова Р.Г., Симонян Р.З., Курносовой А., Сиднева И., Теклюк Р.В., Сергета И.В. и др.) и зарубежных (Serper M., Patzer R., Curtis L., Smith S., O'Conor R., Baker D., Wolf M. и др.) авторов. Вопросам формирования грамотности населения в области медицинского страхования посвящены работы Зудина А.Б., Снегиревой Ю.Ю., Ананченковой П.И. и др. Цель исследования Определить теоретические аспекты страховой грамотности как поведенческого элемента в системе медицинской грамотности населения. Материалы и методы При работе над темой на основе методов анализа и систематизации был проведен обзор научных публикаций российских и зарубежных авторов, а также официальных документов Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), посвященных исследованию дефиниций «медицинская грамотность» и «страховая грамотность» как основных элементов системы формирования здоровьесберегающего поведения и ответственного отношения граждан к своему здоровью. Результаты исследования Специалисты в области общественного здоровья отмечают, что в европейских странах практически половина взрослого населения имеет недостаточные знания, позволяющие им нести объективную ответственность за состояние своего здоровья. Как отмечается в издании Всемирной организации здравоохранения, отсутствие компетенций в области медицинской грамотности «приводят к выбору менее здоровых вариантов образа жизни, более рискованным формам поведения, более слабому здоровью, меньшей самостоятельности пациентов и росту случаев госпитализации. Они серьезно истощают кадровые и финансовые ресурсы системы здравоохранения. В то же время очень медленно принимаются на всех уровнях стратегические меры по преодолению кризиса … грамотности населения» [1, с. 10]. В Оттавской хартии (1986) укрепление здоровья было определено как «процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его. Для достижения полного физического, душевного и социального благополучия индивидуумы и сообщества должны быть в состоянии определять и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и изменять или приспосабливаться к условиям окружающей среды. Здоровье, таким образом, видится как ресурс для повседневной жизни, а не как цель существования. Здоровье – это позитивная концепция, подчеркивающая важность социальных и личностных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Поэтому укрепление здоровья – это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни и, в более широком плане, всемерное повышение уровня общего благополучия людей»[1]. Термин «медицинская грамотность» («health literacy» или «medical literacy»), вошедший в научный оборот в 1990-х годах, имеет широкий перечень определений, основная идея которых сводится к способности индивида понимать, правильно интерпретировать и использовать специализированную медицинскую информацию для поддержания и/или улучшения состояния своего здоровья. Американские авторы определяют медицинскую грамотность как «когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность индивидов получать доступ к информации, понимать и использовать ее таким образом, чтобы способствовать укреплению и поддержанию хорошего здоровья». Таким образом, медицинская грамотность выступает «важной конструкцией, которая инкапсулирует набор индивидуальных навыков управления здоровьем, преобладание которых связано с когнитивными функциями» [2, с. 1252]. В рамках 9-й Глобальной конференции по укреплению здоровья (21-24.11.2016, Шанхай, КНР) медицинская грамотность была признана «важной детерминантой здоровья, основой сохранения и укрепления здоровья, профилактики и контроля заболеваний, инвестиции в которую могут способствовать достижению ЦУР к 2030 году»[2]. Таким образом, уровень медицинской грамотности обеспечивается последовательностью действий, непосредственно связанных со здоровьем: 1. Поиск необходимой информации по вопросам текущего состояния здоровья. 2. Принятие и осознание полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. 3. Правильная интерпретация полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. 4. Практическое использование полученной информации по вопросам текущего состояния здоровья. По нашему мнению, говоря о гражданах, медицинскую грамотность следует рассматривать как систему компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составными элементами которой являются содержательные и поведенческие компетенции. К содержательным компетенциям относятся: гигиеническая грамотность, санитарная грамотность, профилактическая грамотность, лечебная грамотность, реабилитационная (восстановительная) грамотность. Поведенческую компетентность гражданина в области медицинской грамотности формируют его знания в сфере медицинского страхования. Содержание каждого элемента в структуре медицинской грамотности представлены на рисунке 1. Не вызывает сомнений факт, что не только здоровый образ жизни, но и уровень медицинской грамотности влияют на продолжительность жизни и показатели заболеваемости и смертности. Говоря об успехах реализации национального проекта «Здравоохранение», министр здравоохранения России Михаил Мурашко заметил: «Уровень медицинской грамотности населения у нас, по некоторым оценкам, тоже не очень высокий – в среднем 15–20%. Нужно понимать, что в целом медицинская грамотность и здоровьесберегающее поведение однозначно влияют на продолжительность жизни»[3].About the authors
A. S Abubakirov
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
Email: asabubakirov@yandex.ru
References
- Санитарная грамотность: убедительные факты. - Копенгаген: Европейское бюро ВОЗ, 2014. - 91 с.
- Serper M. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults / M. Serper, R. Patzer, L. Curtis, S. Smith et all. // Health services research. - 2014. - № 49 (4). - Р. 1249-1267.
- Абубакиров А.С. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования: монография / А.С. Абубакиров, П.И. Ананченкова, Д.С. Амонова и др. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 168 с.
- Абубакиров А.С. Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади) / А.С. Абубакиров, А.Б. Зудин, Ю.Ю. Снегирёва // Вестник Авиценны. - 2019. - Т. 21. - № 4. - С. 577-583.
- Абубакиров А.С. Курсы страховой грамотности как инструмент повышения информированности граждан относительно программ медицинского страхования / А.С. Абубакиров // Костинские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции. - М.: ИИЦ АТиСО, 2020. С. 142-146.
- Berkman N.D. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review / N.D. Berkman, S.L. Sheridan, K.E. Donahue et al. // Annals of Internal Medicine. - 2011. - № 155. - Р. 97-107.
- Sanitarnaya gramotnost': ubeditel'nye fakty [Health literacy: convincing facts]. Copenhagen: WHO Office for Europe, 2014. 91 p. (in Russian).
- Serper M., Patzer R., Curtis L. et al. Health Literacy, Cognitive Ability, and Functional Health Status among Older Adults. Health services research, 2014, no 49 (4), pp. 1249-1267.
- Abubakirov A.S., Ananchenkova P.I., Amonova D.S. et al. Medicinskaya pomoshch' v sisteme obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya [Medical care in the system of compulsory medical insurance]. Мoscow-Berlin, Direct-Media, 2019. 168 p. (in Russian).
- Abubakirov A.S., Zudin A.B., Snegiryova Yu.Yu. The practice of implementing distance educational projects by insurance organizations within the framework of mandatory and voluntary medical insurance (case study). Avicenna's Bulletin [Vestnik Avicenny], 2019, vil. 21, no 4, pp. 577-583 (in Russian).
- Abubakirov A.S. Insurance literacy courses as a tool for raising awareness of citizens about health insurance programs. Kostinskie chteniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Kostin readings. Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. Moscow: IPC ALaSR, 2020, pp. 142-146 (in Russian).
- Berkman N.D., Sheridan S.L., Donahue K.E. et al. Low health insurance literacy and health outcomes: An updated systematic review. Annals of Internal Medicine, 2011, no. 155, pp. 97-107.