Переход древней Греции от семейных к частным медицинским школам как индикатор повышения ресурсного обеспечения (основные причины и следствия)

Аннотация


В работе анализируются закономерности появления частных медицинских школ в Древней Греции, конкретные социальноэкономические условия, которые обеспечили развитие медицинского образования, практические и теоретические достижения греческих врачей-педагогов-исследователей.

Полный текст

Предполисный, полисный и классический периоды в развитии древнегреческой медицины сегодняшние западные эскулапы вспоминают с явной ностальгией, полагая, что тогда в профессиональной сфере была полная идиллия, по крайней мере, в морально-этическом смысле. Сегодня же дела обстоят значительно хуже. Безуспешная борьба врачебного сообщества «всего цивилизованного мира» с «социализированной и специализированной медициной» закончилась победой страховых компаний и крупных медицинских корпораций, которые почти полностью разрушили доверительные отношения между врачом и пациентом [1] на фоне сверхнормативного обогащения руководителей компаний в страховой и фармацевтической отраслях. В сложившейся ситуации врачи превращаются в биороботов, которым незачем изучать гуманитарные науки и этику, понимать состояние обратившегося к ним человека, как это делали наши древнегреческие коллеги. Пациентам было бы значительно лучше, если бы начинающие врачи имели более широкую базу общей медицины до их узкой специализации [2]. При этом опыт наших цивилизационных предшественников редуцируется и сводится к упоминанию Косской Школы Гиппократа и его клятвы лишь потому, что надо осудить антигуманное поведение врачей-экспериментаторов в отношении живых пациентов (дело Нюренбергских врачей) [3]. Кроме того, при реконструкции исторической медицинской действительности западная историография склонна формировать упрощенные и искаженные модели реальных процессов. Из имевших место событий изымается смысловая составляющая и заменяется поверхностными суждениями. Так, например, эпоху ВГК стремятся представить как период свободного перемещения трудовых ресурсов, без которого немыслимо современное западное общество. Массовые, включающие десятки тысяч людей, перемещения греков за пределы материковой Греции между 700 и 325 годами до н.э., выдаются за аналог современного потока беженцев, вынужденных покинуть свои дома из-за политических потрясений, угнетения, нищеты, войны и т.д. [4]. Современных читателей пытаются адаптировать к нормальности состояния странников, на ложном примере древних греков нас приучают расставаться со всем, что нам дорого, не бояться начать новую жизнь в другом месте, или даже стать бездомным, живя на открытой дороге или в открытом море с пониманием, что эти 14 путешествия никогда не закончатся. Такого чудовищного искажения уникального портрета Древней Греции представить себе невозможно. Глубоко патриотичных, хорошо организованных и преданных своей родине солдат, реализующих долгосрочную стратегию контроля доступного водного пространства (особенно проливов и устьев рек) в интересах метрополии, пытаются изобразить хаотичной массой романтичных трудовых мигрантов, которые бегут оттуда, «где плохо», туда, «где хорошо». Очевидно, что на момент принятия решения о ВГК так и было. Уровень жизни греков был настолько низок, что приходилось регулярно использовать «скалу стариков», практиковать человеческие жертвоприношения и внутрисемейный каннибализм (Кун H.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебнопедагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. 450 с.). Однако 2-3 столетия активной экспансии голодного и хорошо вооруженного народа на прилегающие акватории радикально изменили ситуацию. Иностранных рабов не было только у ленивого, и знаменитая греческая демократия была демократией для рабовладельцев. Остальные 80% населения Древней Греции жили в условиях обычного для Египта, Вавилона или Ассирии бесправного рабства. Таким образом, стремительный по историческим меркам скачек из первобытной общины (до 7 века до н.э.) в процветающую рабовладельческую империю (после 4 века до н.э.) привел к следующим неизбежным последствиям: облагаемые налогами страны и народы активно сопротивлялись диктату колоний, резко возрастал поток раненых и больных, что объективно требовало увеличивать количество врачевателей, и уже в V-IV вв. до н.э. врачеватели превратились из ремесленников одиночек (недавних шаманов) в сословие, которое было востребовано, пользовалось высоким авторитетом и занимало почетное место, как в духовной, так и в социальной жизни [5] греческого общества; уровень жизни коренного греческого населения повысился настолько, что появилась возможность отдавать своих детей в ЧМШ; наплыв обучающихся из немедицинских семей привел к обострению этических проблем, которые Гиппократ пытался решить с помощью этического кодекса врача; наставники ЧМШ получили финансирование, достаточное для проведения научных исследований, расширения теоретической базы и разработки новых медицинских технологий.

Об авторах

Л. Г Зарубинская

Ростовский государственный медицинский университет

Email: zarubinskaУa@inbox.rг
Россия
доцент, кандидат медицинских наук

И. Ю Худоногов

Ростовский государственный медицинский университет

Email: fuxq1@ya.ru
Россия
старший преподаватель, кандидат медицинских наук

Список литературы

  1. Худоногов И.Ю., Пивненко Н.М., Липилкин П.В. Уровень доверия пациента к лечащему врачу как индикатор качества медицинской помощи в условиях формального и неформального общения // В сборнике: Проблемы городского здравоохранения Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2017. С. 106-111.
  2. Raffensperger, J. The Education of a Surgeon. Nova Science Publishers. Northwestern University, Chicago, IL, United States. 2017. Р. 1-184.
  3. Askitopoulou, H., Vgontzas, A.N. The relevance of the Hippocratic Oath to the ethical and moral values of contemporary medicine. Part I: The Hippocratic Oath from antiquity to modern times. European Spine Journal. 2017, P. 1-10.
  4. Garland, R. Wandering Greeks: The Ancient Greek Diaspora from the Age of Homer to the Death of Alexander the Great. Colgate University, United States. 2014, P. 1-319.
  5. Максименко Л.А. Сакральное в медицине: динамика социокультурных смыслов // Социодинамика. 2016. № 10. С. 63-69.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 17

PDF (Russian) - 13

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах