Социальные характеристики доноров Оренбургской области

Аннотация


По результатам опроса доноров крови в 3 городах Оренбургской области, это преимущественно мужчины 21-40 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, работающие. Основными мотивами к сдаче крови является спасение жизни незнакомым людям.

Полный текст

Blood donation, promotion. Согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», донация крови и (или) ее компонентов - процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов; а донор крови и (или) ее компонентов - лицо, добровольно прошедшее 28 медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты. Основными принципами донорства крови и (или) ее компонентов (ст. 4) являются: 1) безопасность донорской крови и ее компонентов; 2) добровольность сдачи крови и (или) ее компонентов; 3) сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции; 4) обеспечение социальной поддержки и соблюдение прав доноров; 5) поощрение и поддержка безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов [1]. Цель работы - изучение социальных особенностей доноров Оренбургской области. Сформирована репрезентативная случайная выборка 1329 доноров, обратившихся в ГБУЗ «Оренбургская областная станция переливания крови». Для анонимного анкетирования доноров разработан опросник, который позволил уточнить возрастно-половой состав доноров, сведения об их образовании, трудовой деятельности, материальных условиях; выяснить основные мотивы донорства. В анкетировании приняли участие жители трех крупных городов Оренбургской области. Среди них 2/3 мужчин (67,0%). Возраст респондентов от 18 до 60 лет с преобладанием молодежи 18-20 лет (32,0%) и 21-30 лет (30,0%). Лишь 2,0% доноров старше 55 лет. 39,0% доноров имели среднее специальное образование, 43,0% -высшее и незаконченное высшее, 15,0% - общее среднее. 63,0% были рабочими, 12,0% - учащимися, 18,0% - служащими; встречались безработные (3,0%), домохозяйки (2,0%) и пенсионеры (1,0%). Свой материальный достаток 5,0% сочли низким, 11,0% - ниже среднего, 77,0% - средним, 7,0% - выше среднего. Более 3-х раз в год сдавали кровь 52,0% доноров, 2-3 раза - 32,0%, один раз - 16,0%. Удобнее всего сдавать кровь утром 88,0% респондентов, днем - 10,0%, вечером - 2,0%. Лишь 10,0% доноров сдавали кровь, чтобы заработать деньги или не работать (не учиться) два дня. Желанием спасти жизнь и здоровье незнакомым людям руководствовались 78,0%, родственнику или знакомому - 4,0%. 5,0% доноров затруднились назвать свои мотивы. Большинство (70,0%) доноров сдавали кровь стихийно, только 30,0% респондентов являлись управляемыми донорами: сдавали кровь как в день донора (6,0%) и после получения соответствующей информации (24,0%). На вопрос о причинах безвозмездного донорства 64,0% ответили: «В моей крови нуждаются больные». Для каждого четвертого престижно стать «Почётным донором». После сдачи крови моральное удовлетворение испытали 68,0%, не было такого чувства у 11,0% и 21,0% не знали, как описать свои эмо- 29 ции. Близкие поддерживают в донорском движении 67,0% опрошенных, не поддерживают - 2,0%, относятся нейтрально - 31,0%. Половина опрошенных считают, что сдача крови не наносит ущерба здоровью, а 35,0% отмечают улучшение после сдачи крови, только 1,0% высказали мнение о вреде донации крови. 14,0% доноров затруднялись ответить на этот вопрос. По мнению 58,0% респондентов, риска передачи инфекции при сдаче крови нет, а 26,0% не могут этого утверждать, остальные ответили утвердительно. Для увеличения числа безвозмездных доноров участники опроса считают необходимым расширить сеть пунктов сдачи крови (29,0%), увеличить социальные льготы донорам (18,0%), проводить дни донора на предприятиях (17,0%), увеличить социальные льготы «Почетным донорам» (12,0%), активизировать агитационную работу в СМИ и повысить престиж доноров среди друзей, коллег по работе (по 10,0); изменить режим работы станции переливания крови (5,0%). Источниками получения информации о донорстве для большинства опрошенных стали друзья (31,0%), телевидение (26,0%) и интернет (20,0%). Пропаганда донорства крови, по мнению практически всех респондентов, должна включать информацию о донорстве крови, рассказы о донорах крови и о людях, нуждающихся в переливании крови. Наиболее эффективная пропаганда донорства по телевидению отмечалась в 36,0% анкет; статьи в СМИ эффективны, по мнению 17,0%, специальные акции - 40,0%, печатная продукция - 20,0%, реклама в автобусах или на остановках - 24,0%.

Об авторах

Ринат Гаптрауфович Гильмутдинов

Оренбургская областная клиническая станция переливания крови

Email: np_oz_zo@mail.ru

к.м.н., главный врач

Список литературы

Статистика

Просмотры

Аннотация - 10

PDF (Russian) - 6

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах