Этические и деонтологические аспекты телемедицины

  • Авторы: Мороз И.Н.1, Можейко В.Ч.2
  • Учреждения:
    1. Белорусский государственный медицинский университет
    2. Островецкая центральная районная больница
  • Выпуск: № 1 (2017)
  • Страницы: 176-177
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1720
  • Цитировать

Аннотация


Значительная часть респондентов (92,4%) уверена в том, что при телеконсультировании будут сохранены и защищены их персональные данные, соблюдены условия конфиденциальности, и тем самым не нарушены этико-деонтологические принципы предоставления медицинской помощи с использованием информационнокоммуникационных технологий.

Полный текст

Teleconsultation, patient, ethical and deontological principles. Современный этап развития медицины характеризуется все более активным использованием компьютерных технологий, в частности, телемедицины, а также возрастающим интересом общества к этико-деонтологическим вопросам, связанным с информатизацией отрасли. Сейчас, по мнению многих исследователей, этика и деонтология вновь приобретают важность как учение о юридических, профессиональных, моральных обязанностях медицинских работников по отношению к пациенту в условиях использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) [1-5]. Предоставление медицинской помощи с ИКТ осложняется привлечением для обслуживания телемедицинских систем многочисленного технического персонала, который получает доступ к разнообразной медицинской информации, в т.ч. к данным о пациенте. Таким образом, возникают сложные проблемы морально-этического плана, в частно- 176 сти, взаимоотношения «врач - пациент - компьютер», «врач - пациент - работник, обслуживающий телемедицинские системы» [1-5]. Кроме того, специалистов многих стран мира беспокоят этико-деонтологические вопросы, касающиеся конфиденциальности, защиты достоинства и частной жизни пациента при использовании телемедицины. Крайне важно, чтобы услуги телемедицины предоставлялись населению на принципах справедливости и соблюдения самых высоких этических стандартов, чтобы при этом честь и достоинство всех людей были защищены, и имелась гарантия того, что различия в образовании, языке, географическом расположении, физических и умственных способностях, возрасте и половой принадлежности не приведут к маргинализации медицинского обслуживания [1-5]. В связи с этим было изучено отношение населения к телеконсультированию при оказании первичной медицинской помощи. Опрошены 397 человек, в т.ч. 221 женщина (55,7%), которым оказывалась медицинская помощь с использованием телеконсультирования специалистами организаций здравоохранения Островецкого района в режиме on-line. Статистический анализ полученных данных проводился параметрическими и непараметрическими методами исследования, в т.ч. методами описательной статистики, с оценкой достоверности (критерий Стьюдента; х2). Около 92% респондентов независимо от пола и возраста положительно относятся к телеконсультированию; 4,5% - безразлично; 3,1% затруднились ответить. Ни один из респондентов не относится к телеконсультированию отрицательно. Как известно одной из серьезных этико-деонтологических проблем телемедицины, в т.ч. телеконсультирования, является сохранение и защита персональных данных пациента, достоверность передаваемой информации, соблюдение условий конфиденциальности. 22,9% респондентов обеспокоены соблюдением условий конфиденциальности - менее 22% в возрасте до 60 лет и 26,7% - после. Значительная часть респондентов, проживающих как в городской, так и сельской местности, уверены в том, что при телеконсультировании будет соблюдена конфиденциальность (соответственно, 94,4 и 74,4%). По-видимому, достоверность поселенческих различий (х2=10,6, p=0,0048) обусловлена тем, что среди сельских респондентов больше лиц в возрасте 50 лет и старше (47,8% против 27,9% у горожан), менее опытных в использовании ИКТ. Литература

Об авторах

Ирина Николаевна Мороз

Белорусский государственный медицинский университет

Email: moroz_iri@bk.ru
г. Минск, Республика Беларусь
д.м.н., профессор, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

Владимир Чеславович Можейко

Островецкая центральная районная больница

Email: 1971mv@mail.ru
г. Островец, Республика Беларусь
зам. главного врача

Список литературы

  1. Владзимирский, A.B. Телемедицина. - Донецк, 2011. - 437 с.
  2. Владзимирский A.B., Дорохова Е.Т. Деонтология в телемедицине // Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики. - 2004. - № 1. - С. 29-43.
  3. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина. - Донецк: ООО Норд, 2002. - 100 с.
  4. Resolution WHA58.28. eHealth. Fifty-eighth World Health Assembly, Geneva, May 16-25, 2005.http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA58/WHA58_28-en.pdf.
  5. Telemedicine: opportunities and developments in Member States: report on the second global survey on eHealth 2009. / WHO: Global Observatory for eHealth Series, 2. - 2012. - 96 р.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 12

PDF (Russian) - 9

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах