ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ/СЕМЕЙНОГО ВРАЧА В КОНТЕКСТЕ ВОЗРОСШЕГО БРЕМЕНИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

  • Авторы: Зарбаилова Н.К.1
  • Учреждения:
    1. Государственный Университет Медицины и Фармации им. «Николая Тестемицану» Республики Молдова
  • Выпуск: № 5 (2017)
  • Страницы: 29-35
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1800
  • Цитировать

Аннотация


Медицинская практика врача общей практики/семейного врача представляет на современном этапе динамический процесс, который стремится соответствовать требованиям системы здравоохранения в условиях возросшего бремени заболеваний. На основе сравнения текущих регламентирующих документов с профессиональным стандартом врача общей практики/семейного врача выявлен ряд несогласованностей. Дальнейшее изучение механизмов приведения в соответствие профессиограммы и текущих регламентирующих документов представляется целесообразным.

Полный текст

Введение Первичная медицинская помощь на основе практики семейной медицины начала внедряться в Республике Молдова, начиная с 1998 года и к 2003 году стала единственной моделью оказания медицинской помощи населению на первичном уровне. В этот период был разработан, утвежден и применен первый профессиональный стандарт семейного врача. Позже в соответствии со Стратегией развития системы здравоохранения в период 20082017, с целью осуществления управления, оптимизации и эффективности деятельности учреждений первичной медицинской помощи, повышения качества медицнских услуг оказываемых населению и улучшения показателей здоровья населения в 2010 году был утвержден регламент деятельности первичной медицинской помощи [3]. Данный документ среди других стандартов устанавливает требования к компетенции семейного врача или профессиограмму. Внедрение Обязательного Медицинского Страхования на национальном уровне в 2004 году укрепило позиции семейных врачей, позволив им реализовывать свою миссию - обеспечение первого контакта пациента с системой здравоохранения и смотрителя. В 2007 году Постановлением Правительства Республики Молдова была утверждена Единая программа обязательного медицинского страхования, которая на протяжении последних десяти лет определяет организацию и содержание деятельности системы здравоохранения [1]. Единая программа обязательного медицинского страхования на протяжении лет подвергалась модификациям, которые привели к ежегодной апробации методологических норм ее практического применения [2]. Возросшее бремя заболеваний привело к тому, что ежегодные изменения претерпевал раздел первичная медицинская помощь и ежегодно новые обязанности возлагались на семейного врача. Согласно Постановления Правительства, утвержденного в 2016 году, Министерство Здравоохранения и Национальная Компания Медицинского Страхования ежегодно в 2недельный срок после утверждения Парламентом Закона о фондах 30 обязательного медицинского страхования устанавливают потребности населения в медицинских услугах, соотнесенные с возможностями системы здравоохранения, в пределах средств фондов обязательного медицинского страхования, утвержденных на соответствующий год. Согласно того же Постановления следует утверждение и публикация Критериев заключения договоров с медико-санитарными учреждениями в рамках системы обязательного медицинского страхования и Методологические нормы по применению Единой программы обязательного медицинского страхования на соответствующий год [4,5]. Цель данного исследования - изучить соответствие профессионального стандарта врача общей практики/семейного врача требованиям системы здравоохранения в контексте возросшего бремени заболеваний в Республике Молдова. Материал и методы включают сравнение услуг и мероприятий, оказываемых семейным врачом совместно со своим звеном в контексте возросшего бремени заболеваний в рамках Обязательного Медицинского Страхования на современном этапе и требований профессионального стандарта, принятого ранее на основе изучения официальных регламентирующих документов. Результаты и обсуждение. Были изучены следующие регламентирующие медицинскую практику документы: профессиональный стандарт врача общей практики/семейного врача, изложенный в приказе Министерства Здравоохранения «О Первичной Медицинской помощи в Республике Молдова» от 13.10.2010 [3]; Программа Обязательного Медицинского Страхования [1] и методологические нормы по ее внедрению в 2016 году[4]; Критерии контрактирования учреждений первичной медицинской помощи в 2017 году [5]. В последних документах, по мнению автора, отражены современные требования к практике семейного врача в контексте возросшего бремени заболеваний, которые были соотнесены с требованиями к компетенции семейного врача из професиограммы. Следующие требования предъявлены к квалификации в сфере деятельности Семейный врач согласно профессиограмме в разделе "Пропаганда здорового образа жизни и профилактики заболеваний" -семейный врач должен быть готов к проведению мер по укреплению здоровья на уровне индивидума и сообщества; проведению 31 иммунопрофилактики в соответствии с действующим законодательством; проведению первичных и вторичных профилактических мероприятий, формирование групп риска и проведение мер по предотвращению неблагоприятного развития болезни, независимо от возраста, пола, и проблемы со здоровьем, с привлечением других специалистов в случае необходимости; оценке нейропсихологического и физического развития детей, в том числе состояния функциональной подготовки до зачисления в детский сад и школу. Профилактические услуги, оказываемые семейным врачом совместно со своим звеном в рамках Программы Обязательного Медицинского Страхования включают расширенный список частично приведенный ниже: a) пропаганда здорового образа жизни, привитие навыков по предупреждению и борьбе с факторами риска, а также консалтинг по борьбе с наркотиками: обучение родителей основным правилам воспитания ребенка; выявление, мониторинг и устранение факторов риска: популяризация активного образа жизни, правильного питания, правил личной гигиены, использования качественной питьевой воды и йодированной соли, борьба с курением включая консультирование/советы для отказа от курения, злоупотреблением алкоголем, ограничение пребывания на солнце, предупреждение стресса, травматизма, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции и др.; b) наблюдение за физическим и психомоторным развитием ребенка с итоговыми осмотрами в соответствии с нормативными актами, утвержденными Министерством здравоохранения, относящимися к наблюдению за развитием здорового ребенка; с) вакцинация согласно Национальной программе по иммунизации, эпидемиологическим показаниям и приказам Министерства здравоохранения и туберкулиновое тестирование отобранных групп; и т.д. Совпадения двух документов подчеркнуты и отмечены только в приведенных выше фрагментах. Целый ряд профилактических услуг, таких как планирование семьи, дородовой уход, ежегодный медицинский осмотр с профилактическим обследованием лиц старше 18 лет с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний и 32 раннего выявления, являющихся основными в структуре заболеваемости и смертности, периодические медицинские осмотры пациентов с заболеваниями, находящимися на учете у семейного врача, предоставление услуг раннего выявления патологии на основе скринингов и другие не нашли своего отражения в профессиограмме семейного врача. Требования к квалификации в сфере деятельности Семейный врач согласно професиограмме в разделе "Диагностика и лечение заболеваний" включают: обследование пациентов, интерпретацию результатов инструментальных и лабораторных методов; проведение дифференциального диагноза, аргументирование клинического диагноза, разработку плана лечения и наблюдения за больными; проведение в амбулаторных условиях диагностики и лечения пациентов в медицинских областях обозначенных данной профессиограммой, обращаясь при необходимости к врачам профильным специалистам; реабилитация пациентов в амбулаторных условиях, направление для бальнео-санаторного лечения и восстановления; организация мероприятий по обучению навыкам ухода за нетрудоспособными детьми родителей, родственников (опекунов); организацию паллиативной помощи, с тем чтобы обеспечить достойное качество жизни для пациентов. Лечебные медицинские услуги, оказываемые семейным врачом совместно со своим звеном в рамках Программы обязательного медицинского страхования предусматривают все выше приведенные мероприятия [1, 2]. В тоже время, отмечается несоответствие списка предоставляемых семейным врачом медицинских услуг уровню профессиональной компетенции, который, например, не предусматривает требования для проведения мелких хирургических вмешательств в ургентных состояниях по медицинским; оказание медицинской помощи на дому; проведение медицинского лечения (внутримышечные, внутривенные процедуры) в манипуляционном кабинете/дневных стационарах, процедурных кабинетах и на дому; постановку на учет и ведение больных туберкулезом; предоставление медицинских услуг лицам с проблемами психического здоровья на уровне сообщества и др. 33 Требования профессиограммы к квалификации в сфере деятельности Семейный врач в разделе «Общественное здоровье и управление» согласно которым семейный врач должен быть готов к: а) анализу демографических показателей; б) анализу заболеваемости; в) анализу причин нетрудоспособности; г) анализу смертности; д) годовым отчетам деятельности; е) подготовке и заполнению медицинской документации, указанной в нормативных документах; ж) разработке мер по улучшению качества медицинской помощи; з) участию в научно-исследовательских проектах для дальнейшего применения результатов в профессиональной деятельности; и) обучению медицинского персонала из подчиненных - вообще не включены в перечень мероприятий проводимых на уровне первичной медицинской помощи. В реальности перечисленная деятельность является одной из причин повышенной нагрузки для семейного врача, особенно в условиях отсутствия всеобъемлющей и функциональной информационной системы. В рамках обязательного медицинского страхования в Республике Молдова одной из форм финансирования является выплата бонусов на основе оценки результатов деятельности. Среди оцениваемых показателей десять относятся к предупреждению, раннему выявлению и наблюдению за сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом, остальные отражают раннее выявление рака молочной железы, шейки матки и толстого кишечника, ведение больных туберкулезом, антенатальный уход, уход и наблюдение за детьми. Порядок достижения и расчета целевых показателей стал новшеством 2017 года и представляет трудности для реализации с точки зрения семейных врачей. Выводы. Регламентирующие медицинскую практику документы (Постановления Правительства, Приказы Министерства Здравоохранения и др.) представляют собой относительно быстрый ответ на изменяющиеся нужды системы здравоохранения в сравнении с профессиональным стандартом врача общей практики/семейного врача. В свою очередь профессиональный стандарт врача общей практики/семейного врача является основой для развития медицинских образовательных программ всех уровней, и любые несоответствия с необходимостью предоставления определенных 34 медицинских услуг могут потенциально способствовать несоответствию профессиональной квалификации врачей общей практики/семейных врачей требованиям современной медицинской практики. Дальнейшее изучение механизмов соответствия профессиограммы и текущих регламентирующих документов представляется целесообразным.

Об авторах

Наталья Константиновна Зарбаилова

Государственный Университет Медицины и Фармации им. «Николая Тестемицану» Республики Молдова

Email: natalia.zarbailov@usmf.md

Доцент кафедры семейной медицины

Список литературы

  1. Постановление правительства Республики Молдова Nr. 1387 от 10.12.2007 об утверждении Единой программы обязательного медицинского страхования Опубликован : 21.12.2007 в Monitorul Oficial Nr. 198-202 статья № : 1443 http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=326302&la пд=2(последнее обращение 09.03.2017)
  2. Постановление правительства Республики Молдова Nr. 714 от 06.06.2016 О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства №1387 от 10 декабря 2007 г. Опубликован : 10.06.2016 в Monitorul Oficial Nr. 157-162 статья № : 776 http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=365291&la ng=2 (последнее обращение 09.03.2017)
  3. Приказ Министерства Здравоохранения Nr. 695 от 13.10.2010 об утверждении деятельности первичной медицинской помощи. http://www.ms.gov.md/sites/default/files/legislatie/ordin_no_695_din_13. 10.2010.pdf (последнее обращение 09.03.2017)
  4. Приказ Министерства Здравоохранения Nr. 1015/674 от 29.12.2015 об утверждении Методологических норм применения в 2016 году Единой программы обязательного медицинского страхования Опубликован : 22.01.2016 в Monitorul Oficial Nr. 13-19 статья № : 84 http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=362822&la пд=2(последнее обращение 09.03.2017)
  5. Приказ Министерства Здравоохранения Nr. 1076/720А от 30.12.2016 об утверждении Критериев контрактирования лечебно-профилактических учреждении в рамках обязательного медицинского страхования в 2017 году. http://www.ms.gov.md/sites/default/files/legislatie/ordin_1076-720a_din_30.12.16_ criteriile_contract.pdf (последнее обращение 09.03.201

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах