Вклад Кованова Владимира Васильевича в воспитание характерологических качеств врачей

  • Авторы: Шурупова Р.В1, Макарова И.И1
  • Учреждения:
    1. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • Выпуск: № 2 (2016)
  • Страницы: 417-418
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2162
  • Цитировать

Аннотация


Оказан вклад профессора В.В. Кованова в воспитание характерологических качеств врачей. Раскрывается значимость наследия великого хирурга-наставника

Полный текст

Education, behavior, pedagogical skill Профессор Владимир Васильевич Кованов (1909-1994) - советский хирург, академик (1963) и вице-президент (с 1966 г.) АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1965). Член КПСС с 1939. В 1931 году окончил медицинский факультет 1-го МГУ. С 1947 года заведовал кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, с 1956 по 1966 год работал ректором этого же института, заведующим лабораторией по пересадке органов и тканей Академии медицинских наук СССР. Владимир Васильевич, как и многие другие, прошел Великую Отечественную войну. Им были написаны две интересные книги, одна из которых -«Призвание». В этой книге он поднимает вопрос о том, что «хорошим можно назвать только тот коллектив, где наряду с опытными, зрелыми 417 преподавателями есть молодежь, недавно закончившая аспирантуру и защитившая диссертации. Умудренные опытом и знаниями преподаватели должны помочь молодым ассистентам повышать свое педагогическое мастерство, готовить себе смену. Одинаково плохо, когда коллектив преподавателей кафедры состоит либо из одних пожилых ассистентов, либо из только что окончивших аспирантуру». Далее В.В. Кованов пишет: «Вообще без педагогической жилки вряд ли стоит браться за столь тонкое дело - учить и воспитывать студентов» [1]. С этой точкой зрения учёного невозможно не согласиться. Почему-то главной целью преподавателей является задача выучить студента, дать ему знания по всем дисциплинам, которые преподаются в вузе. Сделать его в худшем случае неплохим специалистом, в лучшем - специалистом высокого уровня. Но о воспитании характерологических качеств помнят далеко не все педагоги. И бывает так, что врач вроде бы и неплохой, а вот как человек - не состоялся. Это большой пробел высших учебных заведений и прежде всего - медицинских, так как не может быть хорошего специалиста - лечебника, если студент не состоялся как человек, как многогранно положительная личность. В самом деле, студентам читается и преподается масса предметов за время их пребывания в институте, но совсем не часто обращается внимание на поведение студента в стенах вуза, хотя бы на элементарный уровень культуры поведения. Духовное богатство будущих врачевателей складывается не только из тех знаний, которые они получают в процессе обучения, но и из моральных принципов, установок, ставших основой поведения молодого человека в обществе. Поведение у постели больного во многом будет определяться отношением к своим педагогам, к товарищам по учебе, просто к человеку - все это является необходимыми атрибутами интеллигентности будущего врача, частью целой системы моральных правил поведения, без которых не может быть полноценной личности. В связи с этим мы рекомендуем студентам, аспирантам, молодым специалистам несколько чаще обращаться к книге 418 Владимира Васильевича Кованова «Память сердца», в которой повествуется, как педагог по мере приобретения опыта вырабатывает стереотип поведения. Отдельные педагоги подолгу сосредотачиваются перед выступлением, словно впервые готовятся к нему в своей жизни. В.В. Кованов в книге «Память сердца», в разделе, посвящённом прославленному клиницисту М.П. Кончаловскому, пишет: «Студентам было известно, как серьёзно и обстоятельно Максим Петрович готовился к лекциям, каждый раз волнуясь и не скрывая этого» [2]. Схожая мысль выражена замечательным педагогом ХІХв. К.Д. Ушинским. «Искусство воспитания, - отмечал он, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практиче ски»[3].

Об авторах

Р. В Шурупова

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова


И. И Макарова

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова


Список литературы

  1. Кованов В.В. Призвание. М.:Изд. политической литературы, 1974.
  2. Кованов В.В. Память сердца. М.: Советская Россия,1989. - с. 161- 162.
  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Собр.соч. т. 8.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах