ASSESSMENT OF LEGAL COMPETENCE OF DOCTORS (BASED ON A SURVEY OF PRACTITIONERS IN MOSCOW)

Abstract


In recent years, in the Russian Federation, the problems of reducing public confidence in the health care system and weakening the social status of medical workers have become more acute. Even ensuring the high quality of services provided does not exclude the occurrence of conflict situations in the relationship between the doctor and the patient. The inability of medical professionals to prevent and contain the development of conflicts leads to an increase in the number of patient complaints and appeals to the court. The most important element of conflict management in modern health care is the awareness of medical professionals about the provisions of the main normative legal documents regulating relations in medicine, the rights of the doctor and the patient. The purpose of this work is to determine the real level of legal competence of practicing doctors in Moscow.

Full Text

Система охраны здоровья является важнейшим компонентом социальной политики и социально-ориентированной деятельности. Как и в большинстве стран мира, в Российской Федерации значительная часть процессов, происходящих в данной сфере, сложны и нередко противоречивы в понимании населения. В 2018 г., согласно одному из исследований, более трети россиян определяли здравоохранение как систему, требующую наиболее активного внимания со стороны государства, а почти половина респондентов высказалась об ухудшении ситуации в российской системе охраны здоровья [1, с. 7–16]. В результате снижения уровня доверия граждан к системе организации и оказания медицинской помощи, около двух третей медицинских работников отметили снижение восприятия социального статуса врача [2, с. 59–64]. Достаточно высокий уровень недоверия граждан к медицинским работникам, выраженная информационная асимметрия между врачом и пациентом, даже на фоне обеспечения высокого качества оказываемых медицинских услуг, способствуют росту числа конфликтных ситуаций с представителями системы здравоохранения, жалоб со стороны пациентов, досудебных и судебных разбирательств [3, с. 117–122; 4]. Безусловно, конфликтные ситуации в медицине могут возникать и развиваться вследствие различных личностных, организационных факторов – измененное эмоциональное состояние больного, реализация конфликтогенных моделей взаимодействия врача и пациента, высокий уровень стресса и загруженности специалиста на рабочем месте, неудовлетворительные условия труда и размер его оплаты и т.д. Однако особая роль в возникновении и, следовательно, в профилактике развития конфликтов и их сдерживании, принадлежит знанию врачами и соблюдению ими принципов этики и деонтологии в общении с пациентом, а также четкому знанию медицинскими работниками особенностей правового статуса врача и пациента (права, обязанности, ответственность). Поэтому особое внимание организаторов здравоохранения должно уделяться повышению правовой грамотности медицинских работников и медико-правовому просвещению населения. Согласно результатам одного из проведенных ранее исследований, 78% врачей должным образом не знают положений основных федеральных законов, регулирующих отношения в медицине. Менее 40% специалистов применяют знания нормативных правовых документов в своей профессиональной деятельности. При этом, что действительно крайне важно, все врачи указывают на необходимость повышения уровня их этико-правовых компетенций [5, с. 166–168]. Целью настоящей работы является определение, на основе анализа результатов социологического опроса, уровня правовых компетенций практикующих врачей Москвы. Портрет респондентов. В рамках настоящего исследования, в феврале-апреле 2020 г., был проведен социологический опрос врачей Москвы посредством анкетирования с использованием электронного опросника (рассылка анкет в электронной почте, социальных сетях и мессенджерах). В исследовании приняло участие 75 врачей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в Москве. Среди респондентов было 46 (61%) женщин и 29 (39%) мужчин. Из них в амбулаторном звене на момент проведения опроса работал 31 (41%) человек, в стационарном – 44 (59%) (рисунок 1).

About the authors

L. I Moskvicheva

P. Hertsen Moscow Oncology Research Institute, Moscow, Russian Federation

Email: ludamed16@mail.ru

I. A Petrova

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

Email: iap61@inbox.ru

References

  1. Лежнина Ю.П. На пороге нового президентского срока В.В. Путина: чего ожидает население? / Ю.П. Лежнина // Власть. - 2018. - № 7. - С. 7-16.
  2. Семина Т.В. Социологическая оценка кадров здравоохранения с целью выявления их правового и этического поведения / Т.В. Семина // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. - С. 59-64.
  3. Бокерия Л.А. Правовые вопросы в здравоохранении: проблемы и решения / Л.А. Бокерия, Т.В. Семина // Новости сердечно-сосудистой хирургии. - 2017. - Т. 1. - № 3-4. - С. 117-122.
  4. Андреева С.Н. Особенности судебной практики при рассмотрении дел, связанных с дефектами оказания стоматологической помощи при дентальной имплантации / С.Н. Андреева, В.А. Фетисов // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2019. - № 2.
  5. Трусова Л.Н. Сравнительная оценка правовой грамотности в области здравоохранения у практикующих врачей и студентов медицинского университета / Л.Н. Трусова, В.Н. Рассказова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - Т. 8. - № 3. - С. 166-168.
  6. Светличная Т.Г. Права пациента: законодательное обеспечение и практическая реализация / Т.Г. Светличная, В.К. Зинкевич, И.А. Петрова // Заместитель главного врача. - 2013. - Т. 5. -№ 84. - С. 75-84.
  7. Перепелова О.В. Пациент-центрированность при оказании населению медицинских услуг как ценность и принцип деятельности / О.В. Перепелова, И.А. Петрова // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 10. - С. 12-17.
  8. Lezhnina Yu.P. On the threshold of a new presidential term of V.V. Putin: what does the population expect? Vlast', 2018, no. 7, pp. 7-16. (In Russian).
  9. Semina T.V. Sociological assessment of healthcare personnel in order to identify their legal and ethical behavior. Scientific Review. Series 2. Humanities, 2011, no. 3, pp. 59-64. (In Russian).
  10. Bokeria L.A., Semina T.V. Legal issues in healthcare: problems and solutions. Cardiovascular Surgery News, 2017, vol. 1, no. 3-4, pp. 117-122. (In Russian).
  11. Andreeva S.N., Fetisov V.A. Features of judicial practice in cases involving defects in dental care during dental implantation. Journal of Siberian Medical Sciences, 2019, no. 2. (In Russian).
  12. Trusova L.N., Rasskazova V.N. Comparative assessment of legal literacy in the field of health care among practicing doctors and students of medical University. International Journal of Applied and Basic Research, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 166-168. (In Russian).
  13. Svetlichnaya T.G., Zinkevich V.K., Petrova I.A. Patient rights: legislative support and practical implementation. Deputy Chief Physician, 2013, vol. 5, no. 84, pp. 75-84. (In Russian).
  14. Perepelova O.V., Petrova I.A. Patient-centricity in providing medical services to the population as a value and principle of activity. Health Manager, 2019, no. 10, pp. 12-17. (In Russian).

Statistics

Views

Abstract - 17

PDF (Russian) - 24

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies