EMPLOYEES MEDICAL EXAMINATION QUALITY MANAGEMENT AT A LARGE INDUSTRIAL ENTERPRISE
- Authors: Bendyuk G.Y.1, Dokhov M.A1, Sidorov A.A1, Tikhomirova A.A1
- Affiliations:
- Issue: No 1 (2017)
- Pages: 17-19
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1676
- Cite item
Abstract
Full Text
Prophylactic medical examination, health care quality, industrial medicine. В последние годы охрана здоровья трудоспособного населения, повышение доступности и качества медицинской помощи определены в числе приоритетов государства. В стратегии развития России до 2020 г. и Концепции демографической политики до 2025 г. поставлены задачи снижения смертности населения в 1,5 раза и увеличения продолжительности жизни до 75 лет. В связи с этим вопросы, касающиеся эффективности работы медицинских организаций, которые ведут диспансерное наблюдение работающих, являются своевременными и актуальными. Общепризнано, что повышение качества процесса медицинской помощи (КМП) требует последовательного выполнения этапов цикла непрерывного улучшения качества (У. Шухарта - Э. Деминга): планирование управленческих решений на основе результатов экспертизы состояния (Plan); их реализация (Do); промежуточный контроль состояния (Check); корректировка управленческих воздействий с учетом результатов промежуточного контроля (Action). Проведенное исследование относится к первой части цикла -сбору информации для планирования управленческих решений. Его цель - определить наиболее значимые типичные врачебные ошибки и их негативные следствия при проведении диспансеризации работников ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Существует несколько путей управления КМП. Первый из них предполагает использование стандартов и протоколов ведения больных [2]. Этот подход не всегда применим, т.к. зачастую внедрение стандартов требует длительного времени. Во втором случае к медицинскому обслуживанию относятся как к процессу: сначала по результатам экспертизы КМП устанавливаются типичные и наиболее значимые врачебные ошибки, их причинно-следственные связи и негативные следствия для состояния компонентов КМП, и лишь затем разрабатываются индикаторы качества для промежуточного оперативного контроля [1]. За индикаторы принимаются элементы врачебного процесса, неправильное выполнение которых обусловливает наиболее значимые типичные врачебные ошибки и их негативные следствия. Этот процесс непрерывен, т.к. после устранения типичных врачебных ошибок состав индикаторов может 18 поменяться. Для достижения поставленной цели были проанализированы амбулаторные карты работников ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», находившихся под диспансерным наблюдением в 2015-2016 гг. Из них методом бесповторного рандомизированного отбора было исследовано 740 случаев диспансерного наблюдения. 111 (15%) из них не соответствовали предъявляемым требованиям по КМП. Среди выявленных нарушений превалировал (70,9%) неправильный сбор информации о пациенте. Основными нарушениями в сборе информации были: недостаточное отображение в амбулаторной карте опроса пациента (предъявляемых жалоб и анамнеза болезни) - 66,7%; не назначение консультаций к узким специалистам - 15,0%; недостаточность лабораторных (12,8%) и инструментальных (5,4%) исследований. Это привело к нарушениям в постановке диагноза (18,2%) и лечения (10,9%). Наибольшая частота (46,2%) нарушений выявлена в процессе лечебно-профилактических мероприятий. Больше всего нареканий (41,4%) вызывали принятие врачебного решения и преемственность помощи. Постановка и оценка диагноза по имеющимся в амбулаторной карте данным была затруднена в 34,5% случаев, правильности применяемого лечения - в 24,1%. Неоптимальная трата ресурсов здравоохранения выявлена в 27,7% случаев, половина из них приходилась на недостаточное привлечение консультантов, а 27,8% на неполное использование лаборатории. Таким образом, каждое шестое диспансерное наблюдение не соответствовало предъявляемым требованиям по КМП. Основными нарушениями были неполное отражение в первичной документации (амбулаторных картах) анамнеза болезни и предъявляемых пациентом жалоб, недостаточное привлечения узких специалистов и лабораторных исследований, что негативно отразилось на принятии врачебного решения и преемственности помощи.About the authors
G. Ya Bendyuk
Email: medcenter@vodokanal.spb.ru
M. A Dokhov
Email: medcenter@vodokanal.spb.ru
A. A Sidorov
Email: mad20@mail.ru
A. A Tikhomirova
Email: tikhomirova@bk.ru
References
- Методы статистического анализа результатов экспертизы качества медицинской помощи в совокупности случаев. - СПб, 2007. - 24 с.
- Using clinical practice guidelines to evaluate quality of care. Vol. 2: Methods. - U.S. Department of Health and Human Services. Public Health Service. Agency for Health Care Policy and Research. - 1995, AHCPR, Pub. № 95-0046. - 124 p.
Statistics
Views
Abstract - 16
PDF (Russian) - 14