METHODICAL AND ORGANIZATIONAL FOUNDATIONS OF PATIENTS HEALTH INFORMING MANAGEMENT

Abstract


Concept construct has been formed, methodology for assessing medical knowledge level and quality of patients health informing has been developed, a set of proposals for its improvement is hresented.

Full Text

Medical information, patients. В стратегических документах, определяющих нормативную базу и перспективы развития здравоохранения, в частности, федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федера- 275 ции» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, определяется необходимость донесения до граждан, пациентов, застрахованных лиц, достоверной информации, касающейся их здоровья и оказания медицинской помощи. Традиционные методы, формы и средства гигиенического воспитания в новых условиях недостаточно эффективны [1]. Нерешенными остаются вопросы методического обеспечения оценки медицинской информированности пациентов, качества организации и проведения медицинского информирования в условиях государственного и частного сектора здравоохранения. Материалы и методы. Базой исследования явились медицинские организации частного и государственного сектора здравоохранения г. Иваново (ОБУЗ Ивановская ОКБ; ОБУЗ Клинические больницы №№ 2, 3, 4; родильный дом № 1; ООО Стоматологическая поликлиника «СтоматолоГиЯ»; ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии», ООО «Эпиона»). Источники информации: анкета «Карта социальногигиенического исследования медико-социальных характеристик и медицинской информированности пациентов»; карта регистрации результатов фотохронометража, карта экспертной оценки медицинской помощи, карта оценки качества организации медицинского информирования, карта оценки качества медицинского информирования пациента. Объем наблюдения: 405 пациентов. Использовался индексный метод оценки мединформированности пациентов: Iminf = (MIaf + MIap +MIurg + MIii + MIsp + MIorg + Mild)* 100 / 7, где: MIorg - оценка в баллах медико-организационного компонента; MIurg - ургентного; MIld - лечебно-диагностического; MIii - использования информационных источников; MIsp - санитарнопрофилактического; MIap - этико-правового; MIaf - анатомофизиологического. Выделены 5 этапов медицинского информирования пациентов: начальный, предварительный, профилактический, промежуточный, завершающий. Для выявления достоверных различий между изучаемыми признаками был использован критерий Стьюдента. Для выявления взаимосвязи между медицинской информированностью, качеством их медицинского информирования использовался метод ранговой корреляции Спирмана. Предложены оригинальные определения: медицинской информированности пациента, комплексного медицинского информирования пациентов; качества медицинского информирования пациентов; управления процессом медицинского информирования пациентов. Результаты и обсуждение. Медицинская информированность пациентов в г. Иваново и области низка. Ее интегральный индекс в амбулаторно-поликлинических организациях составил в среднем 65,5%, стационарах - 59,8% (p<0,05). Достоверна разница между государ- 276 ственным и частным секторами здравоохранения (соответственно, 56,5 и 67,8%, p<0,05), а также между пациентами, проживающими в областном центре и районах области (69,5 и 53,5%, p<0,05). Выше всего медицинская информированность у пациентов терапевтического, стоматологического и акушерско-гинекологического профилей (соответственно, 70,2%, 68,7 и 71,5%, p<0,05), ниже всего - у пациентов хирургического профиля и узких специалистов (52,5 и 51,5%, p<0,05). Информированность больше по санитарно-профилактическому, ургентному компонентам и использования информационных источников, меньше - по лечебно-диагностическому, этико-правовому, анатомофизиологическому компонентам. Таким образом, полученные данные говорят о необходимости активного медицинского информирования с учетом ограничивающих факторов и индивидуальных особенностей пациентов. Общая частота дефектов медицинского информирования пациентов составляет 375,5 на 100 экспертиз, в т.ч. по терапевтическому профилю - 383,4 на 100 случаев, по хирургическому - 423,5, по акушерско-гинекологическому - 239,5, по стоматологическому - 376,5, по услугам узких специалистов - 356,5 (p<0,05). Снижение качества медицинского информирования отмечалось достоверно чаще (p<0,05) в медицинских организациях государственной формы собственности (401,4 против 278,9 в негосударственном секторе) и амбулаторного типа - (395, 7 против 324,5 в стационарах). Наибольшая частота дефектов мединформирования отмечалась по анатомофизиологическому компоненту (74,5), использования информационных источников (73,8), этико-правовому (66,7), санитарнопрофилактическому (64,5) и лечебно-диагностическому (37,5). Низкие оценки экспертов связаны преимущественно с недостаточным техническим обеспечением процесса информирования; недостатками в его планировании, организации, регистрации и контроле; использованием информационных ресурсов. Пациенты были не удовлетворены доступностью и полнотой предоставления информации (по терапевтическому профилю услуг - 95,5, по хирургическому - 98,5, по акушерско-гинекологическому - 65,5, по стоматологическому 89,5, по услугам врачей-специалистов 78,5, p<0,05). Полученные данные составили основу предложений по повышению медицинской информированности пациентов: региональный мониторинг удовлетворенности населения качеством медицинского информирования; включение в региональные программы охраны здоровья населения раздела медицинского информирования пациентов; внедрение паспорта медицинской информированности пациентов (вкладыш в первичную документацию) с указанием уровня информированности, «чувствительности» пациента к различным методам и формам информирования; организация тренингов и семинаров для врачей, 277 медицинских сестер по порядку медицинского информирования пациентов. Разработаны инструкции для врачей, касающиеся медицинского информирования пациентов. Эффективность разработанной медико-организационной модели управления медицинским информированием пациентов (включающей оценку и коррекцию медицинской информированности пациентов, качества медицинского информирования пациентов; принципы и этапы организации и проведения медицинского информирования пациентов; модель взаимодействия медицинских организаций со средствами массовой информации, центрами здоровья, общественными организациями, вузами и медицинскими колледжами, депутатами регионального парламента) подтверждается повышением индексов мединфор-мированности пациентов на 34,5%; медицинской активности - на 19,5%; снижением частоты дефектов мединформирования пациентов на 29,5%; увеличением количества случаев с положительным клиническим результатом на 5,5%; снижением числа пациентов, не удовлетворенных качеством мединформирования на 15%. Литература

About the authors

A. V Stvolygin

Email: mail@stvolygin.com

B. A Polyakov


D. L Mushnikov

Email: ob.zdor@mail.ru

References

  1. Щепин В.О., Расторгуева Т.И., Проклова Т.Н. К вопросу о перспективных направлениях развития здравоохранения Российской Федерации // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. -2012. - Вып. 1. - С. 147-153.

Statistics

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 2

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies