THE ROLE OF INFORMATIZATION IN ACCESS TO AVAILABILITY AND QUALITY OF DRUG ASSISTANCE TO POPULATION RUSSIA
- Authors: Telnova E.A1, Proklova T.N1, Karpova O.B1
- Affiliations:
- National Research Institute for Public Health
- Issue: No 6 (2017)
- Pages: 58-63
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1821
- Cite item
Abstract
Full Text
Computerization; the availability, quality access factors, management decisions, quality and safety of drugs. 58 Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Российской Федерации на основе анализа показателей качества медицинской помощи. Качество оказания медицинской помощи неотделимо от качества оказания лекарственной помощи. Информатизация в здравоохранении - это часть программы модернизации системы здравоохранения. Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (Система), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.[1] В рамках достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи по созданию: - информационно-аналитической системы ведения федеральных реестров и регистров, а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения; - информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи; информационной поддержки процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности; - информационной поддержку оказания услуг высокотехнологичной медицинской помощи; 59 - и внедрению автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде; - условий для реализации саморегулируемой системы организации медицинской и лекарственной помощи с использованием постоянного мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи; - и упорядочению системы финансирования и управления учреждениями и организациями отрасли здравоохранения. При этом неотьемлемой составляющей системы здравоохранения является система лекарственного обеспечения. Предполагается, что источниками первичной информации для формирования элементов Системы должны стать медицинские учреждения, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Информация, формируемая в рамках Системы, позволит решать задачи по анализу и прогнозированию ключевых показателей развития отрасли здравоохранения, а также повышению качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации: • мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения как на территории субъектов Российской Федерации, так и в целом по отрасли; • оценки эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения; • определения объемов и структуры медицинской помощи на основе данных об обращениях граждан в учреждения здравоохранения; • прогнозирования потребности в назначении лекарственных препаратов гражданам, в том числе по программе лекарственного страхования, на основе данных территориально-популяционных регистров; • прогнозирования затрат на медицинскую помощь, оказанную в рамках Программы государственных гарантий; • оценки эффективности деятельности региональных органов управления здравоохранением. Для поддержания и последующего повышения доступности и КЛП, эффективного управление системой лекарственного обеспечения необходима полноценной информации о структуре, параметрах и других характеристиках субъекта и объекта управления, необходима также исчерпывающая информация, с достаточной полнотой характеризующей состояние всех факторов, влияющих на 60 качество: разветвленность сети аптечных организаций розничного и оптового звена, рациональность системы снабжения (закупок) аптечных организаций, оптимальность ценовой и ассортиментной политики на ЛС, степень гарантии льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, уровень качества лекарственного обслуживания населения и качества самих ЛС.. Для принятия оптимального управленческого решения были изучены информационные потребности. Результаты изучения показали, что для обеспечения доступности и КЛП в рамках единого информационного пространства должна надежно функционировать система предоставления фармацевтической информации, характеризующая состояние всех качествообразующих факторов: - обоснованность и равномерность развития сети оптовых и розничных аптечных организаций различных форм собственности; - степень совершенствования организационных форм снабженческосбытовой деятельности; - порядок и четкость взаимодействия субъектов фармацевтического рынка; - быстроту продвижения на фармацевтическом рынке наиболее эффективных и безопасных ЛС; - возможность немедленного изъятия из системы реализации ЛС , не отвечающих по качеству требованиям нормативной документации; - обоснованность механизма государственного регулирования ценовой и ассортиментной политики в области ЛС; - упорядоченность системы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; - уровень обеспеченности органов управления исчерпывающей информацией о состояниях и тенденциях развития фармацевтического рынка с целью разработки с целью разработки и реализации не только оперативных, но и стратегических управленческих решений, нацеленных на перспективное повышения доступности и КЛП. Из данного перечисления следует, что процесс повышения доступности КЛП требует мощной информационной поддержки, которую можно и должно обеспечить посредством четкого взаимодействия всех подразделений аптечной службы и внедрения автоматизированных систем управления в рамках единого информационного пространства. Необходимость создания именно автоматизированных систем сбора и анализа информационных данных обусловлена целым рядом специфических особенностей фармацевтической информации. Изучение показало, что для фармацевтической информации 61 характерны: - множество взаимосвязанных и взаимообусловленныех факторов, могущих влиять на КЛП; - огромная численность производителей и поставщиков ЛС, а также аптечных организаций, занятых оптовой и розничной реализацией ЛС; - сложность составления алгоритмов различной информации, касающейся спроса и предложений по оптовой и розничной реализации ЛС; - значительная номенклатура продукции фармацевтического рынка; - необходимость структурирования номенклатуры ЛП по МНН, фармакотерапевтическим группам, различного рода перечням (по ЖНВЛП.;ЛП, разрешенных к отпуску льготным категориям граждан, в рамках программы 7 ВЗН, орфанным препаратам и другим группам ЛС) с учетом особенностей лекарственного обслуживания, ассортиментной и ценовой политики на ЛС; - потребность постоянного обновления различных перечней и в целом ассортимента ЛС за счет регистрации новых и исключения устаревших и малоэффективных ЛС; - постоянная потребность в объективной оценке качества, безопасности и эффективности ЛС; - необходимость накопления и хранения многочисленной информации и быстрого поиска тех или иных информационных данных по оперативным запросам различных групп пользователь, а также с целью решения различных задач, как по анализу, так и по синтезу (прогнозированию) перспективных направлений, связанных с вопросами доступности ЛС и КЛП. В получении разнообразной, специфической и многофункциональной фармацевтической информации нуждаются не только федеральные и территориальные органы исполнительной власти, в том числе в сфере фармацевтической деятельности и в сфере здравоохранения, но и населения, и все без исключения субъекты фармацевтического рынка, а именно: производители и поставщики ЛС, аптечные организации оптового и розничного звена, лечебные организации, центры качества ЛС и Центры информации. Проведенный нами анализ показал, что перечисленные выше организации одновременно являются источниками и потребителями информации. Кроме того, информация о качестве лекарственного обслуживания поступает от подразделений, инспектирующих порядок выполнения фармацевтической деятельности аптечных организаций, осуществляющих надзор за их производственной деятельностью , за соблюдением лицензионных условий и качества ЛС, изготавливаемых в условиях аптек, и готовых ЛС, реализуемых аптечными 62 организациями. Таким образом, информационные потоки, всесторонне характеризующие деятельность различных субъектов фармацевтического рынка, объединенные в единое информационное пространство в сфере лекарственного обеспечения, формируют достаточно полное представление о качестве и объемах потребности населения в конкретной лекарственной помощи. Такая всеобъемлющая информация должна концентрироваться в соответствующем территориальном органе исполнительной власти в сфере фармацевтической деятельности аптечных организаций с целью выявления как положительных, так и негативных тенденций в развитии всей системы оказания лекарственной помощи, в том числе в рамках отдельных факторов, влияющих на качество и доступность ЛС, что позволит не только установить недостатки и нерешенные проблемы (слабость материально-технической базы аптечных организаций, несовершенство системы их лекарственного снабжения, нездоровая конкуренция и т.д.), но определить перспективные направления в повышении доступности и КЛП. При этом следует подчеркнуть, что автоматизированная система сбора, обработки и последующего анализа различных информационных данных, должна располагать всем комплексом технических средств для организации обратной связи с пользователями и источниками информации. Система должна, функционировать в рамках единого информационного пространства [2,3] использования новых информационных технологий, вполне может служить базой для информационного сопровождения процесса разработки оптимальных управленческих решений, оказывающих положительное воздействие на доступность и КЛП.( например открытие новых аптек в труднодоступных районах, закупка ЛП и т.д.) ЛитератураAbout the authors
E. A Telnova
National Research Institute for Public Health
Email: telnovaea@yandex.ru
T. N Proklova
National Research Institute for Public Health
Email: tnproklova@mail.ru
O. B Karpova
National Research Institute for Public Health
Email: obkarpova1@yandex.ru
References
- Официальный сайт Минздрава.
- Вышковский Г., Крылов Ю.Ф. О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения Фарматека /1998 - № 2 - с. 7.
- Вышковский Г., Крылов Ю.Ф. О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения Фарматека / 1998 - № 5 - с. 24-25.
Statistics
Views
Abstract - 18
PDF (Russian) - 9