THE ROLE OF INFORMATIZATION IN ACCESS TO AVAILABILITY AND QUALITY OF DRUG ASSISTANCE TO POPULATION RUSSIA

Abstract


The article shows the role of Informatization in resolving issues to improve the availability and quality of medications. Also summarizes the problems that can occur when Informatization of the pharmaceutical market participants in making management decisions related to improving the availability and quality of medications.

Full Text

Computerization; the availability, quality access factors, management decisions, quality and safety of drugs. 58 Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Российской Федерации на основе анализа показателей качества медицинской помощи. Качество оказания медицинской помощи неотделимо от качества оказания лекарственной помощи. Информатизация в здравоохранении - это часть программы модернизации системы здравоохранения. Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (Система), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.[1] В рамках достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи по созданию: - информационно-аналитической системы ведения федеральных реестров и регистров, а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения; - информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи; информационной поддержки процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности; - информационной поддержку оказания услуг высокотехнологичной медицинской помощи; 59 - и внедрению автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде; - условий для реализации саморегулируемой системы организации медицинской и лекарственной помощи с использованием постоянного мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи; - и упорядочению системы финансирования и управления учреждениями и организациями отрасли здравоохранения. При этом неотьемлемой составляющей системы здравоохранения является система лекарственного обеспечения. Предполагается, что источниками первичной информации для формирования элементов Системы должны стать медицинские учреждения, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Информация, формируемая в рамках Системы, позволит решать задачи по анализу и прогнозированию ключевых показателей развития отрасли здравоохранения, а также повышению качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации: • мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения как на территории субъектов Российской Федерации, так и в целом по отрасли; • оценки эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения; • определения объемов и структуры медицинской помощи на основе данных об обращениях граждан в учреждения здравоохранения; • прогнозирования потребности в назначении лекарственных препаратов гражданам, в том числе по программе лекарственного страхования, на основе данных территориально-популяционных регистров; • прогнозирования затрат на медицинскую помощь, оказанную в рамках Программы государственных гарантий; • оценки эффективности деятельности региональных органов управления здравоохранением. Для поддержания и последующего повышения доступности и КЛП, эффективного управление системой лекарственного обеспечения необходима полноценной информации о структуре, параметрах и других характеристиках субъекта и объекта управления, необходима также исчерпывающая информация, с достаточной полнотой характеризующей состояние всех факторов, влияющих на 60 качество: разветвленность сети аптечных организаций розничного и оптового звена, рациональность системы снабжения (закупок) аптечных организаций, оптимальность ценовой и ассортиментной политики на ЛС, степень гарантии льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, уровень качества лекарственного обслуживания населения и качества самих ЛС.. Для принятия оптимального управленческого решения были изучены информационные потребности. Результаты изучения показали, что для обеспечения доступности и КЛП в рамках единого информационного пространства должна надежно функционировать система предоставления фармацевтической информации, характеризующая состояние всех качествообразующих факторов: - обоснованность и равномерность развития сети оптовых и розничных аптечных организаций различных форм собственности; - степень совершенствования организационных форм снабженческосбытовой деятельности; - порядок и четкость взаимодействия субъектов фармацевтического рынка; - быстроту продвижения на фармацевтическом рынке наиболее эффективных и безопасных ЛС; - возможность немедленного изъятия из системы реализации ЛС , не отвечающих по качеству требованиям нормативной документации; - обоснованность механизма государственного регулирования ценовой и ассортиментной политики в области ЛС; - упорядоченность системы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; - уровень обеспеченности органов управления исчерпывающей информацией о состояниях и тенденциях развития фармацевтического рынка с целью разработки с целью разработки и реализации не только оперативных, но и стратегических управленческих решений, нацеленных на перспективное повышения доступности и КЛП. Из данного перечисления следует, что процесс повышения доступности КЛП требует мощной информационной поддержки, которую можно и должно обеспечить посредством четкого взаимодействия всех подразделений аптечной службы и внедрения автоматизированных систем управления в рамках единого информационного пространства. Необходимость создания именно автоматизированных систем сбора и анализа информационных данных обусловлена целым рядом специфических особенностей фармацевтической информации. Изучение показало, что для фармацевтической информации 61 характерны: - множество взаимосвязанных и взаимообусловленныех факторов, могущих влиять на КЛП; - огромная численность производителей и поставщиков ЛС, а также аптечных организаций, занятых оптовой и розничной реализацией ЛС; - сложность составления алгоритмов различной информации, касающейся спроса и предложений по оптовой и розничной реализации ЛС; - значительная номенклатура продукции фармацевтического рынка; - необходимость структурирования номенклатуры ЛП по МНН, фармакотерапевтическим группам, различного рода перечням (по ЖНВЛП.;ЛП, разрешенных к отпуску льготным категориям граждан, в рамках программы 7 ВЗН, орфанным препаратам и другим группам ЛС) с учетом особенностей лекарственного обслуживания, ассортиментной и ценовой политики на ЛС; - потребность постоянного обновления различных перечней и в целом ассортимента ЛС за счет регистрации новых и исключения устаревших и малоэффективных ЛС; - постоянная потребность в объективной оценке качества, безопасности и эффективности ЛС; - необходимость накопления и хранения многочисленной информации и быстрого поиска тех или иных информационных данных по оперативным запросам различных групп пользователь, а также с целью решения различных задач, как по анализу, так и по синтезу (прогнозированию) перспективных направлений, связанных с вопросами доступности ЛС и КЛП. В получении разнообразной, специфической и многофункциональной фармацевтической информации нуждаются не только федеральные и территориальные органы исполнительной власти, в том числе в сфере фармацевтической деятельности и в сфере здравоохранения, но и населения, и все без исключения субъекты фармацевтического рынка, а именно: производители и поставщики ЛС, аптечные организации оптового и розничного звена, лечебные организации, центры качества ЛС и Центры информации. Проведенный нами анализ показал, что перечисленные выше организации одновременно являются источниками и потребителями информации. Кроме того, информация о качестве лекарственного обслуживания поступает от подразделений, инспектирующих порядок выполнения фармацевтической деятельности аптечных организаций, осуществляющих надзор за их производственной деятельностью , за соблюдением лицензионных условий и качества ЛС, изготавливаемых в условиях аптек, и готовых ЛС, реализуемых аптечными 62 организациями. Таким образом, информационные потоки, всесторонне характеризующие деятельность различных субъектов фармацевтического рынка, объединенные в единое информационное пространство в сфере лекарственного обеспечения, формируют достаточно полное представление о качестве и объемах потребности населения в конкретной лекарственной помощи. Такая всеобъемлющая информация должна концентрироваться в соответствующем территориальном органе исполнительной власти в сфере фармацевтической деятельности аптечных организаций с целью выявления как положительных, так и негативных тенденций в развитии всей системы оказания лекарственной помощи, в том числе в рамках отдельных факторов, влияющих на качество и доступность ЛС, что позволит не только установить недостатки и нерешенные проблемы (слабость материально-технической базы аптечных организаций, несовершенство системы их лекарственного снабжения, нездоровая конкуренция и т.д.), но определить перспективные направления в повышении доступности и КЛП. При этом следует подчеркнуть, что автоматизированная система сбора, обработки и последующего анализа различных информационных данных, должна располагать всем комплексом технических средств для организации обратной связи с пользователями и источниками информации. Система должна, функционировать в рамках единого информационного пространства [2,3] использования новых информационных технологий, вполне может служить базой для информационного сопровождения процесса разработки оптимальных управленческих решений, оказывающих положительное воздействие на доступность и КЛП.( например открытие новых аптек в труднодоступных районах, закупка ЛП и т.д.) Литература

About the authors

E. A Telnova

National Research Institute for Public Health

Email: telnovaea@yandex.ru

T. N Proklova

National Research Institute for Public Health

Email: tnproklova@mail.ru

O. B Karpova

National Research Institute for Public Health

Email: obkarpova1@yandex.ru

References

  1. Официальный сайт Минздрава.
  2. Вышковский Г., Крылов Ю.Ф. О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения Фарматека /1998 - № 2 - с. 7.
  3. Вышковский Г., Крылов Ю.Ф. О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения Фарматека / 1998 - № 5 - с. 24-25.

Statistics

Views

Abstract - 18

PDF (Russian) - 9

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies