ANALYSIS OF THE PROBLEM OF DISABILITY IN THE SAMARA REGION
- Authors: Bochkareva M.N1, Cherkasov S.N1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2016)
- Pages: 25-28
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2174
- Cite item
Abstract
Full Text
За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов Президента и законодательных актов, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп. С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") изменилось само содержание понятия «инвалид» [1,2]. В настоящее время в соответствии с первой статьей указанного Закона «инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности. Несомненным достижением является создание в стране большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов, реабилитационных центров. Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась недостаточно высокой, а уровень проблем инвалидов существенно не снизился [3,4]. Проведенный нами анализ ситуации в Самарской области за период 2012-2014 годов показал снижение показателей первичного выхода на инвалидность. Так в 2012 году показатель составил 65,6; в 26 2013 г. - 60,9, а в 2014 г. - 59,6 на 10 000 взрослого населения. Обращает на себя внимание наличие разницы между показателями инвалидности городского и сельского взрослого населения Самарской области. Одной из социальных проблем инвалидности взрослого населения является рост числа инвалидов с болезнями системы кровообращения и болезнями костно-мышечной системы. Анализ распространенности инвалидности предоставляет возможность реально оценить проблемы государства, их объем и масштабы: рост социального и финансового бремени детей, пенсионеров и инвалидов; социальные гарантии; социальные льготы, пособия, пенсии; современное социально-экономическое положение страны; кризис. Обязательными направлениями государственных мероприятий по проблемам инвалидности и инвалидов при этом являются: политические; социальные; медико-социальные и медицинские [5]. В настоящее время наиболее острыми проблемами инвалидов являются: серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ); социальное и правовое неравенство; низкий уровень выплат; бедность; низкое качество медицинской помощи; проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением Большие проблемы связаны и с основными функциями службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обязанной формировать развитие индивидуальных программ реабилитации (ИПР). Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются: медико-социальная; социальноправовая; психолого-коррекционная; психо-терапевтическая; трудовая и физкультурно-оздоровительная. В заключении нельзя не сказать о том, что приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты. Нельзя не учитывать и сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем. В связи с этим, нам представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам 27 социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций. Не менее актуальной проблемой является привлечение к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала, что требует создания стимулов для функционирования неправительственных учреждений социальной помощи.About the authors
M. N Bochkareva
Email: bochkarevamn@mail.ru
Samara, Russia
Samara state medical university
S. N Cherkasov
Email: cherkasovsn@nriph.ru
Moscow Russia
National Research Institute for Public Health
References
- Пузин С.Н. Современное состояние медико-социальной реабилитации /Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Дымочка М.А., Золоев Р.В., Ан А.В., Хубутия Б.Н., Бадлецкий А.А. //Мед-соц. эксп. и ребил. - 2008. - №2. - С.3-4.
- Разумов А.Н. Государственная политика в области восстановительной медицины и реабилитации //Материалы Международной научно-практ. конференции «Правовые и социально-экономические аспекты медико-социальной и профессиональной реабилитации» - М., 2003. - С. 21-25.
- Ежегодный доклад по результатам мониторинга «Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию». М., 2008.-200с.
- Социально-экономические аспекты инвалидности. Под ред. Ю.В.Михайловой, А.Е.Ивановой. М., 2006.-137с.
- Пузин С.Н., Гришина Л.П., Беличенко В.В. Оценка динамики первичной инвалидности в Российской федерации за 10 лет (1996-2005) и прогноз на 2006-2010 гг. //Мед.-соц. эксперт. и реабил. 2007. №3. - С.32-34.
Statistics
Views
Abstract - 12
PDF (Russian) - 13