LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA

Abstract


International labor migration is a massive migration form of Moldova population. It is among the most pressing problems the country is currently facing. From 340 thousand up to one million c Moldova citizens work abroad. That is more than 25% of economically active residents.

Full Text

Moldova, labor migration, health, social protection. Миграция трудовых ресурсов в современных условиях превратилась в постоянный, неизбежный и очень сложный процесс. Причины, по которым встают на путь трудовой миграции, определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характеров. Трудовая миграция во многом явилась ответом на тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране. В то же время это был индивидуальный ответ населения на эффективность проводимых социально-экономических преобразований в стране [1, 2]. По официальным данным, за рубежом работают от 340 тыс. до 1 млн. человек, что составляет более 25% экономически активных жителей страны, а денежные переводы в результате миграции достигают 33-37% ВВП [3, 5, 9]. Средний возраст мигрантов 35 лет, 2/3 - жители сельской местности, более 1/3 мигрантов - женщины, 42% мигрантов имеют детей, оставшихся в Молдове [6]. Молдова находится на стыке европейской (ЕС) и постсоветской (СНГ) миграционных систем. В СНГ основным аттрактором является Россия (Москва и Московская область). Если ранее ведущей была тенденция трудовой миграции молдавского населения в государства СНГ, в первую очередь, в Россию, то ныне появляются западный и юго-западный вектора трудовой миграции. При этом наиболее массово присутствие молдавских трудовых мигрантов выражено в России (58%), Италии (19%), Португалии (5%), Испании, Греции, Чехии, Франции, Германии, Ирландии, Кипре, Румынии, Турции, Израиле, Украине. [12]. Правительство Республики Молдова рассматривает миграцию в качестве одного из важнейших факторов развития, поэтому утвердило План мероприятий по стимулированию возвращения трудовых мигрантов, а также разработало ряд программ, направленных на развитие инвестиционных возможностей. С 2013 г. в каждом центральном органе государственной власти предусмотрена должность ответ 96 ственного по связям с диаспорой в рамках своих полномочий. Для успешного развития Республики Молдова важно сгладить отрицательные последствия миграции [13, 8]. Последствия миграции ощущаются мигрантами и обществом в целом, включая население, не участвующее в миграционных процессах, а именно детьми мигрантов и пожилыми людьми, остающимися присматривать за внуками. Проблема миграции и ее последствий по-прежнему находится в центре внимания как специалистов, так и гражданского общества. Ощущается необходимость в новых политических подходах и социальных практиках для уменьшения отрицательных и усиления положительных последствий миграции. [12]. Необходимость разработки проекта государственной политики, касающейся детей мигрантов, оставленных дома, обоснована исследованиями, которые акцентируют внимание на проблеме психосоциальной и эмоциональной адаптации детей и молодежи. По данным исследования ЮНИСЕФ «Мониторинг положения детей и женщин» (2015), у 21% детей в Республике Молдова один из родителей находится за границей, а у 5% - оба. Четверть детей мигрантов проживают в сельской местности (23%), в семьях со средним уровнем доходов (26%). На первый взгляд, денежные переводы дают детям мигрантов больше возможностей в сравнении с остальными детьми. Принято считать, что они обретают материальное благополучие, а значит и достойный уровень жизни. На самом деле, дети, оставленные дома мигрантами, находятся в уязвимом положении и подвержены повышенному риску стать жертвами насилия или торговли людьми, но в первую очередь разлука с семьей делает их социально и эмоционально уязвимыми [4, 10]. К концу 2016 г. в Молдове зарегистрировано 39,1 тыс. детей, оставшихся без ухода 1 или обоих родителей-мигрантов. В 91% семей за детьми присматривают бабушки и дедушки. Миграция родителей ведет к нежелательным последствиям в поведении, психоэмоциональном состоянии детей, а именно, к нервозности (15,0%), непослушанию (11,1%), болезненности (7,0%) и т.д. [7, 10, 11]. Отсутствие родительской заботы,особенно в раннем возрасте, считается фактором риска для здоровья детей. Литература

About the authors

C. P Eţco

Email: constantin.etco@usmf.md

G. D Gorbunova

Email: galina_gorbunov@mail.ru; galina.gorbunov@usmf.md

References

  1. Завтур К., Турко Т. Трудовая миграция и конфликт / Население Молдовы и трудовая миграция: состояние и современные формы. -Кишинэу: CAPTES, 2000.
  2. Морару В., Мошняга В., Руснак Г. Маятник миграции. - Кишинев, 2012.
  3. Мошняга В., Руснак Г., Цуркан В., Завтур А. Эффекты трудовой миграции молдавского населения в европейском контексте / Cooperare regională şi integrare europeană în sud-estul Europei: studii de caz. -Chişinău, 2006.
  4. Оставленные вследствие миграции пожилые люди и дети Молдовы. - Кишинев, 2010. - www.migration4development.org, www.helpage.org.
  5. Agentia Natională de Ocupare a Forţei de Muncă. -http://www.Anofm.md.
  6. Biroul National de Statistică. Forţa de muncă în Moldova - ocupare şi şomaj. 2015. - Chişinău: statistica, 2016. -www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=107.
  7. Cojocaru M. Efectele migratiei. Support de curs adresat participantilor la proiectul Migratia şi traficul minorilor neînsotiti: măsuri urgent pentru minorii aflati în situatie de vulnerabilitate extremă. Organizatia internatională pentru migratie. Migratia şi efectele ei în plan familial. laşi.Romania, 2010. -singuracasa.ro/_../Migratia_si_efectele_ei_in_plan_familial_ОIM2006.pdf.
  8. Consolidarea legăturii dintre migratie şi dezvoltare în Moldova. Central de analiza si investigatii sociologice, politologice şi psihologice. Agentia international pentru informatie din tara de origine. - Chişinău, 2010.
  9. Costandachi Gh. Republica Moldova la un sfert de secol de inde-pendenţă. - Chisinău, 2014. - www.costandachi.eu/../REPUBLICA-MOLDOVA-LA-UN-SFERT-DE-SECOL-DE-I.
  10. Initiativa de Combatere a Traficului de Persoane. -http://www.winrock.org.md.
  11. Institutul de Dezvoltare Socială şi Initiative (IDIS). - http://www.viitorul.moldova.org.
  12. Organizatia International de Migratiune în Moldova. -http://www.iom.md.
  13. Strategia de protectie a copilului şi familiei: 3 priorităti cheie pentru anii 2013-2020. Proiect.Ministerul Muncii, Protectiei Sociale, familiei şi a copilului.2012. - http://www.Migratie.md, www.slideshare.net/../strategia-de-protecie-a-copilului-i-familiei-3-prioriti-cheie-pent.

Statistics

Views

Abstract - 5

PDF (Russian) - 0

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies